Комиссия по легализации налоговой базы 2019

Разведка боем: что влечет за собой для налогоплательщика вызов на комиссию по легализации налоговой базы

Комиссия по легализации налоговой базы 2019

Нередко налогоплательщиков пугают вызовами на комиссии по легализации налоговой базы в связи с убыточностью деятельности или по иным причинам.

В чем суть таких комиссий и какова процедура их проведения? Вызов на подобную комиссию служит сигналом явного внимания налогового органа к конкретной компании и наличия у него информации, достаточной для назначения в будущем в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки и доначисления налогов. 

Теперь есть возможность заранее определить риски вызова на подобную комиссию, а, следовательно, и оценить уровень налоговой безопасности бизнеса, основываясь на информации налоговых органов, содержащейся в Письме Минфина и ФНС России № АС-4-2/12722 от 17.07.2013 г. «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы».

Как указано в самом письме, главная цель таких комиссий — увеличение поступлений налогов в бюджет. Условиями вызова налогоплательщика на комиссию при этом является установление следующих фактов:

  • неполное отражение налогоплательщиком в учете хозяйственных операций; 
  • несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц; 
  • фальсификация налоговой и бухгалтерской отчетности; 
  • отсутствие объяснимых причин тех или иных результатов деятельности налогоплательщика. 

По сути такая комиссия является своеобразным шансом для налогоплательщика одуматься и исправить рисковое положение, которое, по мнению налогового органа, говорит о недоплате им налогов и предоставлении в контролирующий орган неверных отчетов и сведений.

 

С одной стороны, подобные комиссии дают возможность налоговому органу и налогоплательщику договориться об исправлении налоговой ситуации без длительных проверочных процедур, судов и споров; с другой, позволяют налогоплательщику оценить (хотя бы частично) уровень своих рисков и попытаться перестроить систему налоговой безопасности, подготовиться к будущим проверочным мероприятиям Налоговые риски: кто предупрежден — вооружен

Поэтому вызов на подобную комиссию, конечно, не стоит игнорировать, как и пытаться ее избежать. Диалог с налоговым органом в подобной форме конечно не предусматривает для налогоплательщика ничего приятного, однако дает хорошую возможность для оценки точки зрения налоговых органов и анализа собранного на налогоплательщика досье. 

При этом, учитывая, что в подобных комиссиях зачастую участвуют не только представители налогового органа, но и Пенсионного фонда, органов местного самоуправления, прокуратуры, налогоплательщику потребуется приложить немалые усилия для отстаивания своей позиции и обоснования ее реальности Налоговая безопасность: деловая цель, необоснованная налоговая выгода, признаки неблагонадежности

В анализе деятельности налогоплательщиков контролирующие органы задействуют не только собственные ресурсы (данные ЕГРЮЛ, многочисленных ПИКов: «Налог», «НДС», «ВАИ» и т.д.

, о которых мы уже неоднократно писали ранее: К «выезду готов»: эффективность налоговых проверок достигла 99% за счет специальных технических средств, но и сведения из СМИ, Интернета, любых заявлений и жалоб физических и юридических лиц.

Составляются схемы движения денежных средств налогоплательщика, схема ведения бизнеса, проводятся анализы сделок, сравниваются показатели отчетности по нескольким периодам. 

Нельзя не отметить, что в данном письме (наряду с новыми Рекомендациями по проведению выездных и камеральных проверок) впервые так подробно официально говорится об арсенале средств налоговых органов по предпроверочному анализу деятельности налогоплательщиков и их отбору на проведение мероприятий налогового контроля. Наличие такого инструментария при умении эффективной работы с ним, конечно, очень осложнит жизнь налогоплательщиков, а систему налоговой безопасности бизнеса потребуется прорабатывать еще более тщательным образом. 

Цель такого подробного анализа — выявление налогоплательщиков, деятельность которых подпадает под критерии отбора для вызова на комиссию. Наиболее важные критерии, это:

  • убыточность деятельности налогоплательщика;
  • низкая налоговая нагрузка по прибыли (так, для производственников, по мнению налоговых органов, низкой будет нагрузка менее 3%, для торговой деятельности — менее 1%);
  • низкая налоговая нагрузка по НДС (при соотношении суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога от 89% и более).

Также отдельно уделяется внимание выплате заработной платы «в конвертах», как явного признака занижения налогоплательщиком полученных доходов или завышения фактически произведенных расходов. 

Поэтому при выявлении подобных фактов, пояснения от налогоплательщика требуют не только по выполнению им функций налогового агента по уплате НДФЛ работников, но и по налогу с доходов и НДС.

По результатам подобного анализа налогоплательщику предварительно направляется информационное письмо с целью самостоятельного анализа своей деятельности на наличие налоговых рисков и неправильного исчисления налогов.

В случае если налогоплательщик не отреагировал на подобное письмо путем сдачи уточненных деклараций и доплаты налогов либо дачи обоснованных пояснений по отсутствию основания для увеличения налоговой нагрузки, его вызывают непосредственно на комиссию.

Таким образом, налогоплательщику, конечно, лучше сразу реагировать на подобные письма и представлять подробные и обоснованные доводы в свою защиту.

 Сбор доказательств и подготовка к судебным заседаниям по налоговым спорам Однако, следует учитывать, что все письма налогоплательщика и его обоснования хранятся в налоговом органе, могут быть сопоставлены между собой и с данными, имеющимися о налогоплательщике у налогового органа, и при непродуманных действиях налогоплательщика — сыграть в последующем не в его пользу.

После проведения комиссии, где налогоплательщику уже в устной форме предлагают также уточнить свои налоговые обязательства в пользу их увеличения и улучшить показатели своей деятельности, в дальнейшем обязательно проводится последующая работа по отслеживанию показателей деятельности налогоплательщика и контроля за исполнением рекомендаций налогового органа. В случае отсутствия изменений в положительную сторону рассматривается вопрос о включении налогоплательщика в план выездных налоговых проверок (о наличии которого также прямо говорится в тексте Письма).

Подводя итоги анализа содержания Письма можно говорить об ожидании в ближайшем будущем безусловно более эффективной работы налоговых органов в целях увеличения объема уплачиваемых налогов.

Проведение подобных комиссий позволяет заранее, без осуществления длительных выездных проверок, побудить налогоплательщика к пополнению им бюджета при минимальных усилиях налогового органа.

При этом на данной стадии работы с налогоплательщиком возможен наиболее эффективный отбор потенциальных кандидатов на проведение выездных налоговых проверок.

Для налогоплательщика участие в такой комиссии — возможность активно отстаивать свою позицию, заранее продумывая тактику защиты на будущее, в случае проведения последующих мероприятий налогового контроля.

К тому же, зная о своей деятельности безусловно больше, чем налоговый орган, всегда есть возможность сопоставить риски дальнейших проверок с разрешением ситуации сейчас путем сдачи уточненных деклараций и доплаты налогов (что является целью любой подобной процедуры).

Комиссия позволяет сравнить собранную налоговыми органами информацию о деятельности налогоплательщика с теми способами защиты, которые он продумывает в случае необходимости дачи пояснений по результатам своей деятельности, что позволяет проверить уровень налоговой безопасности и принять меры по его повышению до проведения выездной проверки.

Источник: https://www.taxcoach.ru/taxbook/Razvedka_boem-_chto_vlechet_za_soboy_dlya_nalogoplatelshchika_vyzov_na_komissiyu_po_legalizatsii_nalogovoy_bazy

Зарплатные комиссии-2019: кого вызовут и как себя вести

Комиссия по легализации налоговой базы 2019

Разумеется, всем нам хотелось бы посещать какие-бы то ни было мероприятия исключительно по собственному желанию. Но жизнь (и чиновники) диктуют свои правила.

Так что руководству компании в любой момент может поступить предложение, от которого и хотелось бы отказаться, да нельзя. Речь идет о так называемых «зарплатных» и «убыточных» комиссиях.

Есть все основания полагать, что в наступившем году вызывать «на ковер» станут чаще. Гораздо чаще.

Когда в марте 2017 года года ФНС России неожиданно отменила действующие на тот момент правила работы комиссий по легализации налоговой базы, не введя при этом новых, оптимисты пустились в рассуждения о возможности ликвидации этого «полузаконного пережитка прошлого» как такового.

В свою очередь неисправимые скептики и реалисты (что в нынешних реалиях почти что одно и то же) ожидали какого-то подвоха. И были правы. Своим письмом от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ ФНС России перезапустила этот механизм работы комиссий, попутно расширив их полномочия.

Теперь они, помимо прочего, занимаются и страховыми взносами.

Расскажем, по каким признакам инспекторы отбирают кандидатов для приглашения на комиссию и как на ней себя вести приглашенным, дабы минимизировать неприятные последствия.

Комиссия как альтернатива выездной проверке

Или как ее преддверие. Главные кандидаты для вызова на комиссию – компании и ИП, которых налоговики заподозрили в применении «серых» схем оплаты труда. Если подозрения еще не подтвердились, инспекторы не станут спешить с выездной проверкой.

Сначала предполагаемого нарушителя вызовут на комиссию и предложат само­стоятельно исправить ситуацию.

Также на комиссию вызовут тех, чья виновность уже не вызывает сомнений, но сумма сокрытого дохода до того мала, что назначать выездную проверку неэффективно.

Информацию о возможных схемах налоговики черпают не только из собственных источников (расчетов, деклараций и пр.), но и из обращений граждан, организаций и контрольно-надзорных ведомств. Критерии отбора кандидатов на комиссию по легализации налоговой базы приведены в вышеупомянутом письме, адресованном в первую очередь региональным инспекциям.

Критерии отбора для ИП: ТОП-3

  1. Низкая налоговая нагрузка по НДФЛ. Нагрузка рассчитывается как отношение начисленного налога (строка 070 раздела 2 декларации 3-НДФЛ) к доходам от предпринимательской деятельности (строка 110 листа В декларации).
  2. Доля профессиональных вычетов составляет 95% и более от величины доходов. Доля рассчитывается как отношение профессиональных вычетов (строка 120 декларации) к доходам от предпринимательской деятельности (строка 110 листа В декла­рации).
  3. В декларации по НДС показана выручка, а в декларации 3-НДФЛ показан нулевой доход (либо 3-НДФЛ не представлена вовсе). Сначала инспекторы составляют список всех ИП, указавших выручку в строках 010–050 раздела 1, строках 020 раздела 4 или в графе 2 раздела 7 декларации по НДС.

    Затем из этого списка отбирают предпринимателей, не отразивших доход в строке 010 листа В декларации 3-НДФЛ либо не сдавших эту декларацию.

Критерии отбора для работодателей (компаний и ИП): ТОП-7

  1. Задолженность по НДФЛ. Ее определяют путем сопоставления двух величин. Первая – налог, удержанный по данным расчета 6-НДФЛ. Вторая – поступление налога, отраженное в карточке «Расчеты с бюджетом» (с учетом данных по обособленным подразделениям).

    Дополнительно анализируются данные расчета по страховым взносам и данные
    справок 2-НДФЛ.

  2. Задолженность по страховым взносам.
  3. Снижение уплаты НДФЛ по сравнению с предыдущим периодом более чем на 10% (с учетом среднесписочной численности и данных расчета по страховым взносам).

  4. Снижение уплаты страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при том, что среднесписочная численность сотрудников осталась на прежнем уровне.

    Анализируются данные из расчетов по страховым взносам за периоды с 2017 года, карточки «Расчеты с бюджетом» (с учетом данных по обособленным подразделениям), данные из расчета
    6-НДФЛ и сведения о среднесписочной численности.

  5. Снижение численности работников по сравнению с предыдущим периодом более чем на 30%.

    Инспекторы сопоставляют три величины. Первая – количество физических лиц, с выплат которым начислены страховые взносы, отраженное в расчетах по страховым взносам за периоды с 2017 года. Вторая – количество физических лиц, получивших доход, по данным расчета 6-НДФЛ. Третья – сведения о среднесписочной численности за прошлый и позапрошлый годы.

    Дополнительно анализируются данные расчета по страховым взносам и данные справок 2-НДФЛ.

  6. Зарплата сотрудников ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. При расчетах инспекторы берут общую сумму доходов по всем работникам, отраженную в расчете 6-НДФЛ, и делят на среднесписочную численность персонала.

    Особое внимание обращают на работодателей, для которых полученная величина окажется ниже регионального прожиточного минимума.

  7. Применение в предыдущих периодах дополнительных тарифов по одним ставкам, а в текущем периоде – по иным. Анализируется динамика снижения начислений с учетом вида деятельности.

Компания «в разработке»

После того, как список кандидатов на посещение комиссии сформирован, налоговики приступают к предварительному анализу. Они изучают показатели финансово-хозяйственной деятельности и информацию о налогах.

Причем в расчет берутся сведения не только об НДФЛ и страховых взносах, но и обо всех прочих налогах и сборах. Это необходимо, так как, по мнению авторов комментируемого письма, зарплатные схемы говорят о занижении выручки и завышении расходов.

А они в свою очередь приводят к образованию неучтенной наличности и сокрытию облагаемой базы по налогу на прибыль, НДС и т. д.

Обратите внимание

В случае неявки на комиссию по уважительной причине заседание перенесут. Если же заседание будет пропущено без уважительной причины, неявившегося налогоплательщика привлекут к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.

4 КоАП РФ. Это либо предупреждение, либо штраф: для граждан – от 500 до 1000 рублей, для должностных лиц и ИП – от 2000 до 4000 рублей. В случае повторной неявки налоговики проведут сначала предпроверочный анализ, а потом и выездную проверку.

В процессе подготовки налоговики используют данные из своих информационных ресурсов и сведения, полученные от контрагентов, банков, правоохранительных и лицензирующих органов, таможенников и из иных доступных источников. Результаты оформляют в виде таблиц.

Среди них есть таблица «Анализ показателей бухгалтерской отчетности (баланса)», «Анализ показателей исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по исчислению и перечислению страховых взносов», «Критерии оценки рисков» и пр.

 Все таблицы подшиваются в так называемое досье налогоплательщика.

Затем в адрес организации или ИП направляют информационное письмо, где отражаются все подозрения. Сделать это чиновники должны не позднее, чем за месяц до планируемой даты заседания комиссии.

В письме налогоплательщику предлагают подать уточненные расчеты
6-НДФЛ и уточненные расчеты по страховым взносам, представить пояснения, а также доплатить налог на доходы и взносы. На это отводится 10 рабочих дней с даты получения информационного письма.

Если этот срок истек, а «уточненок», пояснений и платежей не последовало, то, как говорится, добро пожаловать.

Источник: https://www.buhgalteria.ru/article/zarplatnye-komissii-2019-kogo-vyzovut-i-kak-sebya-vesti

Эксперт: Вызов на комиссию по легализации налоговой базы — уже сигнал

Комиссия по легализации налоговой базы 2019

Нередко налогоплательщиков пугают вызовами на комиссии по легализации налоговой базы. О чем будет идти разговор с ревизорами в ходе этого мероприятия, раньше узнать было невозможно.

Свои доводы против компании налоговики держали в секрете. Теперь есть возможность заранее оценить риски вызова на комиссию, основываясь на письме минфина и ФНС России N АС-4-2/12722 от 17.07.2013 г.

«О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы».

Этот документ меняет и упорядочивает работу по легализации налоговой базы. С одной стороны, компаниям становится сложнее скрыть от налогообложения доходы, с другой — становится понятнее, в какой момент компании следует заявлять о своей позиции и обосновывать правильность финансовых расчетов организации.

Вызов на комиссию по легализации налоговой базы служит сигналом явного внимания налогового органа к компании и наличия у него информации о нарушениях, достаточных для назначения в отношении организации выездной проверки и доначисления налогов.

По сути, комиссия является шансом для организации исправить те факты хозяйственной деятельности компании, которые, по мнению налоговиков, свидетельствуют о недоплате налогов, сокрытии доходов и предоставлении в контролирующий орган неверных отчетов и сведений.

Комиссии дают возможность налоговому органу и организации договориться об исправлении ситуации без длительных проверочных процедур, судебных разбирательств и споров. Поэтому вызов на комиссию не стоит игнорировать.

Диалог с налоговым органом на комиссии, конечно, может оказаться не из приятных, однако дает хорошую возможность оценить собранное на компанию досье и выработать линию защиты для оспаривания выводов налоговиков по итогам комиссии, во время выездной проверки или в зале суда. В зависимости от того, как далеко может зайти ситуация.

В анализе деятельности налогоплательщиков контролирующие органы задействуют как собственные ресурсы (данные ЕГРЮЛ, многочисленных ПИКов: «Налог», «НДС», «ВАИ» и т.д.

), так и сообщения в СМИ, Интернете, любых публичных источниках, заявления и жалобы физических и юридических лиц.

Ревизоры составляют схемы движения денежных средств в организации, структуру ведения бизнеса, проводят анализ сделок, сравнивают показатели отчетности по нескольким периодам.

Нельзя не отметить, что в данном письме впервые так подробно официально говорится об арсенале средств налоговых органов по предпроверочному анализу деятельности налогоплательщиков и их отбору на проведение мероприятий налогового контроля.

Наличие такого инструментария при умении эффективной работы с ним, конечно, очень осложнит жизнь недобросовестных налогоплательщиков. Цель такого подробного анализа — выявление компаний, деятельность которых подпадает под критерии отбора для вызова на комиссию.

Наиболее важные из них:

  • убыточность деятельности налогоплательщика;
  • низкая налоговая нагрузка по прибыли (так, для производственников, по мнению налоговых органов, низкой будет нагрузка менее 3%, для торговой деятельности — менее 1%);
  • низкая налоговая нагрузка по НДС (при соотношении суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога от 89% и более).

Также уделяется внимание выплате заработной платы «в конвертах» как явного признака занижения налогоплательщиком полученных доходов или завышения фактически произведенных расходов.

Поэтому при выявлении подобных фактов пояснения от налогоплательщика требуют не только по выполнению им функций налогового агента по уплате НДФЛ работников, но и по налогу с доходов и НДС.

По результатам подобного анализа налогоплательщику предварительно направляется информационное письмо, чтобы он мог провести самостоятельный анализ своей деятельности на наличие налоговых рисков и неправильного исчисления налогов.

Если налогоплательщик не отреагировал на подобное письмо — не сдал уточненные декларации, недоплатил налоги, не дал обоснованных пояснений, подтверждающих, что основания для увеличения налоговой нагрузки отсутствуют, в этом случае его вызывают на комиссию.

Таким образом, налогоплательщику, конечно, лучше сразу реагировать на подобные письма и представлять подробные и обоснованные доводы в свою защиту. Однако следует учитывать, что все письма налогоплательщика и его обоснования хранятся в налоговом органе. Они могут быть сопоставлены между собой и с данными, имеющимися о компании в налоговом органе, и при непродуманных действиях налогоплательщика сыграть в последующем не в его пользу.

После проведения комиссии, где налогоплательщику уже в устной форме предлагают также уточнить свои налоговые обязательства в пользу их увеличения и улучшить показатели своей деятельности, в дальнейшем обязательно проводится последующая работа по отслеживанию показателей деятельности налогоплательщика и контроля за исполнением рекомендаций налогового органа. В случае отсутствия изменений в положительную сторону рассматривается вопрос о включении налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Проведение комиссий по легализации налоговой базы позволяет заранее, без осуществления длительных выездных проверок, побудить налогоплательщика к пополнению им бюджета при минимальных усилиях налогового органа.

Для налогоплательщика участие в комиссии — возможность активно отстаивать свою позицию на самой комиссии и заранее продумать тактику защиты на будущее, в случае выхода налогового органа на мероприятия выездного контроля.

К тому же, зная о своей деятельности безусловно больше, чем налоговый орган, руководители организаций имеют возможность сопоставить риски дальнейших проверок с разрешением ситуации путем сдачи уточненных деклараций и доплаты налогов.

Комиссия позволяет сравнить собранную налоговыми органами информацию о деятельности налогоплательщика с теми способами защиты, которые компания предусмотрела на случай контрольных мероприятий, и заняться их усилением до выхода ревизоров на проверку.

Ксения Збутевич, эксперт Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности TAXCOACH

Источник: https://rg.ru/2013/09/17/nalogi1.html

Комиссия по легализации налоговой базы меняет задачи и цели

Комиссия по легализации налоговой базы 2019

В налоговых органах работает комиссия по легализации налоговой базы. Однако время не стоит на месте, и у налоговых органов  изменились цели, задачи, а также критерии отбора налогоплательщиков, которые могут попасть под прицел налоговых органов.

Какие новшества внесены в работу комиссии  легализации налоговой базы, узнаете из нашей статьи.

Цель, предмет, участники комиссии

Как уже всем известно, с 1 янавря 2017 года администрирование страховых взносов передано налоговым органам. Ужесточилась ответственность к налогоплательщикам за неуплату страховых взносов.

Теперь введена уголовная ответственность за неуплату страховых взносов в крупном или особо крупном размере для всех категорий страхователей.

Как следствие, внесены изменения в цели и задачи комиссии по легализации налоговой базы, да и сама она  называется «Комиссия по  легализации налоговой базы и базы по страховым взносам».

Основной целью работы комиссии является увеличение поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов путём побуждения налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, в отношении которых выявлено либо имеются достаточно оснований полагать, что они:

  • неполно отражают в учёте хозяйственные операции;
  • несвоевременно (неполно) перечисляют НДФЛ в бюджет;
  • несвоевременно (неполно) перечисляют страховые взносы;
  • фальсифицируют налоговую и бухгалтерскую отчётность;
  • либо без видимых причин представляют уточнённые налоговые декларации, а также уточняют страховые взносы.

Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) (далее ‒ плательщики) НДФЛ и страховых взносов.

В письме ФНС России определена последовательность контрольных мероприятий по выявлению:

  • отражения в налоговой и бухгалтерской отчётности недостоверных сведений;
  • выплаты «теневой» заработной платы;
  • несвоевременного перечисления НДФЛ;
  • несвоевременного перечисления страховых взносов;
  • работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;
  • работодателей, не оформляющих трудовые отношения с работниками, в результате чего занижается налоговая база по НДФЛ и база по страховым взносам.

 Комиссии организуется в рамках:

а) межведомственных комиссий, созданных при органах местного самоуправления;

б) межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов РФ.

В состав комиссии налоговых органов могут быть включены представители других органов исполнительной власти при возникновении такой необходимости. Например, представители Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры.

При наличии достаточных оснований для вызова плательщика налогов и сборов на комиссию налоговики  письменно уведомляют  должностных лиц плательщика с указанием времени и места проведения заседания комиссии.

Обратите внимание! В ходе работы комиссия должна соблюдать нормы, предусмотренные ст. 102 НК РФ,  а также Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». 

Этапы работы комиссии по легализации

Работа налоговых органов по легализации налоговой базы включает следующие этапы:

  • отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах;
  • проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении плательщиков;
  • направление информационных писем плательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчётности и внесения изменений в налоговую отчётность, погашению задолженности по НДФЛ, страховым взносам и иным действиям;
  • подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;
  • рассмотрение деятельности плательщиков на заседаниях межведомственных комиссий;
  • мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях;
  • подготовка информации в отношении плательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, с целью повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях межведомственных комиссий в органах местного самоуправления субъектов РФ или межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов РФ, а также для рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки.

Критерии отбора налогоплательщиков, приглашаемых на комиссию

Итак, мы подошли к самому интересному: по каким критериям ведётся отбор налогоплательщиков, которые приглашаются на заседание комиссий.

Отбор плательщиков начинается с анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков с учётом особенностей исчисления и уплаты НДФЛ, страховых взносов, а также в случаях, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и плательщика страховых взносов и др. и формирования списков плательщиков, которые будут приглашаться на комиссию.

Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы налогоплательщиков:

  • налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому ИП;

Для этой категории плательщиков налоговая нагрузка по НДФЛ определяется как отношение суммы исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности (стр. 070 разд. 2 декл. 3-НДФЛ) к общей сумме доходов от ведения данной деятельности за соответствующий период (стр. 110 листа В декл. 3-НДФЛ).

  • налогоплательщики  —  налоговые агенты по НДФЛ. Речь идёт о налоговых агентах, которые имеют задолженность по перечислению НДФЛ и которые снизили поступления НДФЛ относительно предыдущего отчётного (налогового) периода более чем на 10%.

Отбор налоговых агентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) осуществляется путём сопоставления за отчётный период показателей, отражённых в расчётах по форме 6-НДФЛ с данными расчётов по страховым взносам за аналогичный отчётный период (сравниваются общие суммы выплат в пользу работников и численность). Суммы, удержанные по данным расчётов 6-НДФЛ, сравниваются с поступлениями НДФЛ, отражёнными в карточках «Расчёты с бюджетом» за конкретный отчётный период. Также по итогам года анализируются показатели справок по форме 2-НДФЛ.

Отбор налоговых агентов, перечисление НДФЛ которыми снижено на 10% и более относительно аналогичного отчётного (налогового) периода предыдущего года, производится на основании данных КРСБ в части уплаты налога.

При отборе анализируется динамика с учётом информации, имеющейся в налоговом органе, о среднесписочной численности и данных, представленных налогоплательщиком в расчётах по форме 6-НДФЛ и расчётах по страховым взносам.

Налогоплательщики ‒ налоговые агенты, которые имеют обособленные подразделения, состоящие на учёте в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, отбор производят с учётом сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе «Расчёты с бюджетом», в целом по налоговому агенту.

Так, в данный список попадут  налогоплательщики ‒ налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

Отбор таких налоговых агентов осуществляется на основании показателей, содержащихся в расчётах по форме 6-НДФЛ, представленных налоговым агентом за истекший отчётный (налоговый) период. Расчёт производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и среднесписочной численности.

И еще одна категория налогоплательщиков также подлежит приглашению на комиссию. Это  ИП.

 В поле зрения налоговых органов попадут ИП:

  • заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по форме 3-НДФЛ, представленных за налоговый период, в которых отношение показателя строки 120 (профессиональные вычеты) к показателю строки 110 листа В (доходы от предпринимательской деятельности) превышает 95%.

  • применяющие общую систему налогообложения, отразившие в налоговых декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявившие доход, равный нулю, либо не представившие налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период. Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за налоговые периоды истекшего года, в которых отражена сумма выручки (стр. 010 — 050 разд. 3, сумма стр. 020 разд. 4 и графа 2 разд. 7).

Без внимания налоговики не оставили и налогоплательщиков ‒ физических лиц. Те из них, которые  не задекларируют полученные доходы, будут также приглашены на комиссию.

Отбор таких налогоплательщиков осуществляется на основании данных информационных ресурсов налогового органа об отчуждении имущества (недвижимое имущество, транспорт, иное) с учётом особенностей налогообложения доходов в соответствии с положениями статьи 217.1 НК РФ. Из сформированного перечня отбираются физические лица, не представившие декларацию по форме 3-НДФЛ за налоговый период, в котором указанное имущество было реализовано.

Плательщики страховых взносов также окажутся в числе приглашенных

На комиссию имеют основания быть приглашены следующие плательщики страховых взносов (далее ‒ СВ):

1) имеющие задолженность по перечислению СВ, в том числе на дополнительное социальное обеспечение членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности;

2) снизившие поступления СВ относительно предыдущего отчеётного (расчётного) периода при постоянном количестве работников;

Источник: https://www.4dk.ru/news/d/20171117183247-komissiya-po-legalizatsii-nalogovoy-bazy-menyaet-zadachi-i-tseli

Юрист Комаровский
Добавить комментарий