Поправки в валютное законодательство

Изменения на валютном рынке: что меняется для граждан и бизнеса с 7 февраля

Поправки в валютное законодательство

7 февраля 2019 года вступает в силу закон «О валюте и валютных операциях», который заменит декрет Кабмина «О системе валютного регулирования и валютного контроля».

Этот закон представляет интерес для бизнеса, но также упрощает жизнь обычным  людям, которые переводят деньги за рубеж или в пределах страны.

Нацбанк опубликовал перечень постановлений, которые устанавливают правила игры на валютном рынке.

Он не планирует отменять все ограничения, изменения будут постепенными. Это сделано для изучения реакции рынка и чтобы предотвратить неконтролируемые последствия, например, чрезмерный отток капитала из Украины.

Либерализация призвана обеспечить приток капитала, который нужен стране, и частично решить вопросы, связанные с обслуживанием внешних долгов.

Что изменится для физических лиц

С 7 февраля разрешается онлайн-покупка иностранной валюты физлицами в пределах лимита — до 150 тыс грн в день в эквиваленте.

Скорее всего, это вызовет положительную реакцию у граждан, которым больше не придется стоять в очереди в кассу банка. Предложенный банком программный комплекс даст возможность приобрести валюту в течение рабочего дня.

Справедливо сказать, что от удобства пользования данным комплексом будет зависеть количество людей, которые воспользуются этой услугой.

Кроме того, увеличивается лимит на переводы иностранной валюты за границу без открытия счета для физлиц — с 15 тыс грн в год до 150 тыс грн в год.

Иностранная валюта, переведенная из-за границы в пользу физлица для выплаты наличными без открытия счета, может быть выплачена получателю в один рабочий день в сумме (в эквиваленте), не превышающей 150 тыс грн.

Основание — закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».

В то же время закон оставил неизменным лимит на ввоз в Украину или на вывоз из Украины валюты и банковских металлов без обязательного декларирования в таможенном органе, который не должен превышать 10 тыс евро.

Что изменится для юридических лиц

Гораздо интереснее ситуация обстоит с бизнесом.

Вдвое увеличивается предельный срок осуществления расчетов по экспортно-импортным контрактам — со 180 дней до 365 дней. Кроме того, за нарушение этого срока отменен штраф в размере 100% от суммы операции и отменена санкция в виде запрета на проведение внешнеэкономической деятельности.

Конечно же, это заинтересует бизнес, так как упрощает деятельность, дает больше времени для завершения операций. Отмена «излишнего» объема ответственности может быть воспринята исключительно позитивно.

Отменяется валютный надзор над экспортно-импортными операциями до 150 тыс грн. Это ослабление не касается случаев, если участником или конечным бенефициаром валютной операции является государство-агрессор и государство-оккупант. Также упрощение не касается случаев дробления валютной операции.

Однако это не означает, что банки после 7 февраля не будут требовать документы по операциям до 150 тыс грн. Банки будут сами принимать решения относительно валютных операций. Новое законодательство дает им больше свободы, но и заставляет брать на себя ответственность.

Отменяются индивидуальные лицензии на валютные операции — их заменит система электронных лимитов — 2 млн евро в год для юридических лиц, 50 тыс евро в год для физических лиц.

Тем не менее, в постановлении не прописано, что делать, если необходимо провести операцию, а лимит на год уже исчерпан. В данном случае, скорее всего, необходимо будет обратиться в Нацбанк.

Вместе с тем, сохраняется требование обязательной продажи валютных поступлений в размере 50%. Когда будет отменено это требование, неизвестно. НБУ обещает следить за ситуацией на рынке и реагировать соответственно: либо снизить процент обязательной продажи, либо полностью ее отменить.

Принесет ли закон обещанную либерализацию? Ошибочно полагать, что он сразу же позволит пользоваться всеми новыми инструментами. Банкам надо приспособиться к новому порядку. Им необходимо подготовить программные и технические комплексы, а для этого понадобится определенное время.

Помимо этого, к спорным нормам можно отнести часть 1 статьи 12 закона.

Эта норма предусматривает введение средств защиты в случае «наличия признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, ухудшения состояния платежного баланса Украины, возникновения обстоятельств, угрожающих стабильности банковской и (или) финансовой системы государства».

При этом закон не определяет этих понятий и не содержит перечень признаков и обстоятельств, что может спровоцировать введение безосновательных запретов.

Закон вводит принцип совершения валютных операций на основе идеи «разрешено все, что прямо не запрещено». Данный способ регулирования валютного рынка является международной практикой, на основании которой развитые страны делали свои финансовые рынки более либеральными.

Помимо этого, принятие нового законодательства в сфере регулирования валюты и обеспечения свободного движения капитала является обязательством Украины, которое предусмотрено соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС.

Закон «О валюте и валютных операциях», а также послабление валютного контроля однозначно необходимы для Украины. Принятие единого закона упрощает систему законодательства, которое регулирует валютный рынок.

Вместо устаревшего декрета и 56 нормативно-правовых актов мы получаем один закон и восемь постановлений НБУ. Переход от валютного контроля к надзору, скорее всего, будет иметь положительные результаты. Возможно, в случае благоприятных экономических условий стоит ждать отмены очередных запретов.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Источник: https://www.epravda.com.ua/rus/columns/2019/02/7/644987/

Изменения российского валютного контроля 2020

Поправки в валютное законодательство

Государственная Дума РФ, 02.08.2019, утвердила изменения к Закону “О валютном регулировании и контроле”. Основная часть их, начнет действовать с 01 января 2020.

Мы рассмотрим наиболее важные из них, которые касаются частных лиц:

  1. С 2020 года, нужно будет сообщать об открытии счетов не только в иностранных банка, но и во всех организациях финансового рынка. Это означает, что если раньше не нужно было сообщать об открытии и движении средств в иностранных платежных системах, то со следующего года, это нужно делать обязательно. Кроме этого, практически все валютное регулирование, относящееся к иностранным банкам, теперь также относится и к платежным системам и иным финансовым организациям, осуществляющим управление средствами в интересах граждан России.
  2. Разрешены, без ограничений, зачисления средств от граждан России, которые провели более 183 дней вне территории России, на счета валютных резидентов и обратно. Раньше был не понятен статус подобных платежей, т.к. такие граждане переставали быть валютными резидентами России. Теперь в законе, такие операции являются разрешенными.
  3. Средства на счета иностранных банков и иных финансовых организаций, могут поступать только из банков стран-участниц ОЭСР и ФАТФ, причем только из тех стран, кто участвует в автоматическом обмене финансовой информацией с налоговыми органами России.

Очень странно, каким образом это будет осуществляться с такой страной, например, как Великобритания, которая отказалась от автоматического обмена данными с Россией. При этом известно, что большое количество россиян, кратковременно, или на длительный срок, посещают эту страну, периодически возвращаясь на родину.

Очевидно, что они будут стремиться оставаться там на срок более 183 дней, чтобы перестать быть валютными резидентами РФ.

Также непонятно, что делать с другими зарубежными счетами в странах, отказавшихся от автоматического обмена данными с Россией, а это: США, Канада, Турция, Таиланд, Грузия, Сербия, Черногория, Македония.

     4. Граждане, попавшие под санкции США и являющиеся налоговыми плательщиками других государств, могут, по заявлению в налоговые органы, не отчитываться по зарубежным счетам. То есть, если вы есть в санкционных списках, то можете не отчитываться.

Не совсем понятно как граждане России, находящиеся под санкциями, могут быть налоговыми плательщиками других государств, кроме России. Но, вероятно — могут, и здесь, как говориться — без комментариев.

     5.

Все граждане, имеющие иностранные счета в странах, с которыми поддерживается автоматический обмен финансовой информацией с российскими налоговыми органами, могут не подавать отчеты о движении средств за налоговый период в том случае, если общая сумма всех зачислений на данные счета в течение года, не превысила 600 тыс рублей. В законе не указаны на какие даты нужно фиксировать курсы валют и чей курс должен приниматься в расчеты. Скорее всего, это будет разъяснено позднее в ведомственных подзаконных актах.

Как использовать изменения валютного контроля в свою пользу?

При планировании своей деятельности на 2020-е годы, обязательно решите для себя, насколько будет критичном ваша отчетность перед налоговыми органами за счета в иностранных банках и финансовых компаниях. Если это будет неприемлемо по тем или иным причинам, то можно поступить следующим образом:

  • открыть счет в иностранной платежной системе до 01.01.2020. При желании, это можно сделать в нескольких платежных системах и/или в нескольких странах, в зависимости от того какие суммы будут поступать на данные счета. Главное чтобы каждый счет получил менее 600 тыс руб в пересчете на иностранные валюты в течение года,
  • продумайте возможность провести вне России более 183-х дней в году. В этом случае, вы теряете статус валютного резидента и можете не подавать отчеты о движении ваших средств в зарубежных банках и финансовых компаниях, даже в случае, если поступления на них превысят 600 тыс рублей в течение года.

В настоящее время, можно в безвизовом режиме находиться до 1 года в таких странах, как Грузия и Таиланд,

  • выберите страну наиболее подходящую для вашей работы, развития бизнеса, семейного благополучия и образования ваших детей. Не забудьте о медицинском обслуживании и стабильности политической и экономической системы.

Рассмотрите стратегию миграции в данную страну с учетом ментальности местного населения, их отношения к иностранцам и всего вышесказанного.

С точки зрения правительственной поддержки иммигрантов, выделяются законодательства таких стран, как Канада, Австралия и США. Здесь ваша адаптация будет проходить наименее болезненно, т.к. в этих странах многое сделано для того, чтобы иммигранты как можно быстрее социализировались и становились активными.

Что предлагает наша компания

Мы можем оказать профессиональную консультации по следующим вопросам:

  • Бесплатный подбор страны для переезда для любых добропорядочных целей. Это значит, что если вы не занимаетесь криминальной, шпионской или террористической деятельностью, то мы сможем оказать вам информационную поддержку по всему спектру вопросов, связанных с планами по вашей миграции в страну вашей мечты. Подробнее об этом, мы говорим в специальном разделе нашего сайта: “ВНЖ и ПМЖ за границей”.
  • Бесплатный подбор иностранного банка или платежной системы для открытия счета по вашим параметрам. Мы постоянно открываем счета в зарубежных финансовых организациях по всему миру. Лично знакомы с офицерами служб комплаенс многих банков и платежных систем.

Более того, мы можем организовать предварительное одобрение именно вашей кандидатуры в том или ином иностранном финансовом учреждении (процедура Pre-Approval). Более подробно о ней можно прочесть на этой странице нашего сайта.

  • Корпоративный консалтинг: юридическое сопровождение при переводе вашего бизнеса за рубеж или поиск инвестиций для вашего стартапа за рубежом. Мы подберем вам оптимальную страну для развития именно вашего бизнес-проекта.

Все эти услуги можно комбинировать в комплекты с бесплатными или частично оплачиваемыми услугами. Это значительно экономит время и деньги, причем это взаимовыгодный процесс.

Для того, чтобы выяснить именно ваши потребности и подобрать индивидуальное решение, запишитесь, пожалуйста, к нам на бесплатную консультацию по email:  info@offshore-pro.info.

Мы быстро и конфиденциально проведем с вами переговоры и подготовим для вас персональные рекомендации по составлению плана движения к лучшей жизни.

Источник: https://internationalwealth.info/offshore-bank-accounts/changes-in-russian-currency-control-2020/

Валютным резидентам РФ придется отчитываться по брокерским счетам

Поправки в валютное законодательство

В России сложилась странная тенденция.

Общая политика либерализации валютного законодательства, о которой так много говорят как на государственном, так и на корпоративном уровне, соседствует с политикой закручивания гаек в отношении инвесторов, использующих зарубежные брокерские счета и зарубежные инвестиционные инструменты.

Не говоря о том, что польза сохранения валютного регулирования весьма сомнительна (большинство развитых стран давно отказались от этого инструмента, а из крупных экономик его использует лишь Китай), множество абсурдных кейсов наказания «нарушителей валютного законодательства поневоле» только усиливают бегство капиталов из страны. Теперь регуляторы принялись за владельцев зарубежных брокерских счетов и зарубежных инструментов.Конечно, задача ограничения резидентов России в возможности использования зарубежных финансовых инструментов понятна — деньги нужны здесь, требуется повышение привлекательности фондового рынка России. Однако, методы повышения такой привлекательности достаточно странные — рядовой инвестор, безусловно, понимает качество утверждений о том, что финансовые институты с многократно большей историей существования, собственным капиталом, на порядок превышающем собственный капитал крупнейших финансовых организаций в России, жестким регулированием, нацеленным на защиту капиталов инвесторов, более рискованные, чем аналогичные в России. И проникается сильным недоверием к инфраструктуре, которая и так не может похвастать благосклонностью граждан.

Если вернуться к закону, то основные моменты, которые можно из него почерпнуть, следующие:

  • С 1 января 2020 года требуется уведомлять об открытии зарубежного брокерского счета и изменении реквизитов, не позднее одного месяца («резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), …, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации»). Уведомление необходимо направлять для физического лица в налоговый орган по месту жительства.
  • Дополнительно требуется предоставление «отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, с подтверждающими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации».
  • Предоставление таких отчетов не требуется, если выполняются одновременно три условия: «банк или иная организация финансового рынка расположены на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или иным заключенным с Российской Федерацией международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией, и при условии, что общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет (вклад) (списанных с указанного счета (вклада) за отчетный год, не превышает 600 000 рублей…»
  • Потенциально в законе содержатся возможности для значительного ограничения использования зарубежных брокерских счетов. Например, фраза «денежные средства могут быть зачислены на счета (во вклады) резидентов, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, или списаны с таких счетов (вкладов) в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации» подразумевает возможность ЦБ трактовать ситуации, в которых операции зачисления или списания с зарубежных брокерских счетов могут быть запрещены.


Какие выводы можно сделать для инвесторов:

1. Скорее всего, операции перечисления денег между зарубежным брокерским счетом и банковским счетом в России будут осуществляться при предоставлении уведомления об открытии счета, поэтому без уведомления налоговых органов возможности его использования будут ограничены.

​2. Владельцам зарубежных брокерских счетов — валютным резидентам РФ — фактически потребуется в дополнение к подаче декларации 3-ндфл подавать уведомление об открытии брокерского счета, а также выписку о движении средств по счету.
3. Потенциально ЦБ может значительно ограничить или вовсе сделать запретительными условия использования зарубежных брокерских счетов.

Мы рекомендуем придерживаться следующего подхода при принятии решения о использовании зарубежного брокерского счета:1.

Зарубежный брокерский счет имеет смысл использовать при достаточно больших объемах инвестиций (в силу необходимости подготовки налоговой декларации и отчетов о движении денежных средств по счету и подачи их в налоговую).

Конкретные размеры зависят от ситуации, но, мы предполагаем, что это суммы, начиная со 100-200 тысяч долларов. Если сумма инвестиций меньше, резиденту РФ становится выгоднее работать через российскую инфраструктуру.2. Отличная альтернатива — использовать контролируемые иностранные компании (далее — КИК).

КИК позволяет уйти от множества ограничений валютного законодательства, однако, при условии надлежащей организации такой компании (наличия так называемого «сабстенса»), что обычно требует от инвестора капиталов в размере нескольких миллионов долларов (точная цифра зависит от обстоятельств).

Если «сабстенс» не будет обеспечен, будут значительные проблемы с открытием банкровского счета на компанию, а также, потенциально возможны проблемы с признанием компании резидентом РФ с соответствующими последствиями.

3. Мы рекомендуем либо декларировать все зарубежные брокерские счета (при наличии достаточных объемов), либо закрыть их до нового, 2020, года.

Источник: https://upsidelab.global/art-28082019-foreign-broker-accounts

Актуальные изменения законодательства о валютном контроле

Поправки в валютное законодательство

Госдума Российской Федерации 2 августа 2019 года приняла изменения к закону «О валютном регулировании и контроле». Почти все изменения о валютном регулировании и валютном контроле начинают действовать с 1 января 2020 года.

Значительная часть внесенных изменений касается валютного контроля частных лиц. Именно эти пункты интересуют многих граждан, поэтому рассмотрим их подробнее:

1. Граждане РФ, которые находятся за пределами территории России больше 183 дней, могут без ограничений осуществлять финансовые операции, не подавая при этом никаких отчетов.

Однако до внесения изменений такие граждане переставали быть валютными резидентами РФ, и был не определен статус совершаемых ими сделок.

Теперь же подобные зачисления стали разрешенными, и они регулируются законодательством.

2. С 1 января необходимо в обязательном порядке уведомлять об открытии счетов в зарубежных платежных системах и иных субъектах финансового рынка, например брокерских компаний.

Раньше граждане РФ должны были уведомлять исключительно об открытии счетов в банковских учреждениях, переводах с них денег и получении их на свой счет.

Теперь же валютное регулирование относится как к банкам, так и к любым другим финансовым организациям.

3. Класть деньги на счета в заграничных банках теперь можно исключительно через банки стран-участниц ОЭСР и ФАТФ. При этом средства зачисляются из банковских учреждений только тех государств, у которых налажен автоматический обмен информацией с налоговыми органами РФ. В противном случае незаконная валютная операция и штраф 75%-100% от суммы сделки.

Основная проблема заключается в том, что многие государства из разных уголков планеты отказались от обмена такими сведениями в автоматическом режиме. Среди них следует выделить США, Великобританию, Канаду и Сербию.

Их посещают многие поданные Российской Федерации, которые теперь не смогут открыть счета и положить на них деньги без нарушения валютного законодательства.

Единственный выход из ситуации – прожить на территории иностранного государства более 183 дней, чтобы перестать быть валютным резидентом России. Но подходит такой вариант далеко не всем. 

4. Если счет открывается в государстве, с которым налажен автоматический обмен финансовыми сведениями, то гражданин РФ вправе не предоставлять отчеты о совершаемых финансовых операциях.

Но лишь тогда, когда зачисления не превышают 600000 рублей. Правда, изменение российского валютного контроля пока не уточняет, по курсу какой валюты и на какую дату фиксируется эта сумма.

Ждем соответствующих разъяснений.

5. Те, кто находятся под санкциями Соединенных Штатов Америки и платят налоги в другой стране, имеют право не подавать налоговый отчет. Другими словами, лица из санкционного списка теперь не будут отчитываться перед налоговой по тем счетам, что открыты за рубежом. 

Остается непонятным, как граждане РФ, находящие под санкциями, могут быть плательщиками налогов других стран.

Можно ли обойти новые правила валютного контроля? 

Многие люди имеют или только собираются открывать счета в зарубежных платежных системах или банковских учреждениях. И значительная часть граждан не хочет подавать отчеты налоговикам. Избежать этого можно двумя основными способами:

  • Открыть счета до 1 января 2020 года. Важным моментом является то, чтобы сумма в переводе на российские рубли на одном счету не превышала 600 тысяч. Открыть можно несколько счетов в разных юрисдикциях. Если каждый счет будет на сумму до 600 тысяч рублей, то перед налоговыми органами можно не отчитываться.
  • Перестать быть валютным резидентом РФ. Для этого нужно провести за пределами страны более 183 дней. Если человек лишается статуса резидента, он не будет отчитываться за зачисление и движение денег в заграничных финансовых учреждениях. Даже если счет открыт на сумму, превышающую 600 тысяч рублей, документы валютного контроля предоставлять не придется.

Для столь длительного проживания в другой стране придется оформить визу. Также есть вариант выбрать одну из стран, с которыми действует безвизовый режим. Например, Таиланд или Грузия.

Всегда можно рассмотреть вариант с эмиграцией. Для этого нужно в первую очередь выбрать подходящую страну для проживания. При выборе государства нужно брать во внимание такие моменты:

  • уровень жизни;
  • политическая ситуация;
  • медицинское обслуживание;
  • ментальность;
  • климатические условия;
  • отношение к иностранцам;
  • поддержка мигрантов со стороны властей;
  • экономика.

Для проживания и ведения бизнеса хорошо подходят такие страны, как США, Великобритания, Австралия, Канада.

Услуги, которые мы предлагаем

Любой желающий может обратиться в нашу компанию для профессиональной помощи в следующих вопросах:

1. Разработка схемы для целей валютного контроля.

2. Помощь в выборе страны для переезда. Оказывается информационная и консультационная поддержка при выборе стран для ПМЖ и ВНЖ за границей. Учитываются особенности государств, финансовые возможности клиента и многие другие моменты.

3. Выбор наиболее подходящей иностранной платежной системы или банка. Финансовые учреждения подбираются с учетом указанных клиентом требований и пожеланий.

4. Корпоративный консалтинг. Оказание помощи и полное юридическое сопровождение при поиске зарубежных инвестиций для вложений в бизнес или при переводе бизнеса в другую страну. Подбирается самое подходящее государство с оптимальными условиями для ведения конкретного бизнеса.

Обращаясь в компанию IDEA Legal Group, клиенты могут рассчитывать на квалифицированную помощь и предоставление широкого спектра услуг.

Источник: https://idealegalgroup.ru/novosti/aktualnyie-izmeneniya-zakonodatelstva-o-valyutnom-kontrole

Правительство и ЦБ отказались от смягчения валютного контроля. Что это значит?

Поправки в валютное законодательство

Минфин ранее предложил упростить валютное законодательство для резидентов России. Однако правительство отклонило предложение и отправило его на доработку. Что произошло и почему не стоит ждать скорой либерализации валютного контроля?

О необходимости упростить или упразднить валютный контроль говорят много и давно. В этом направлении даже наметились подвижки. С 1 января 2018 года вступили в силу поправки, которые приравнивают валютное резидентство к налоговому и позволяют избежать лишней отчётности тем гражданам России, которые постоянно проживают за пределами страны.

Однако относительно резидентов РФ все ограничения остаются в силе.

Ранее Минфин предложил ослабить валютный контроль за резидентами России. Предложенные меры выглядели крайне аппетитно и вызывали надежду.

Минфин предлагал упразднить список разрешённых операций, что позволило бы россиянам пользоваться иностранными счетами в полной мере. На данный момент принцип закона: «что не разрешено – то запрещено». Отказ от списка разрешённых операций позволил бы проводить по иностранному счету любые операции, кроме прямого нарушения закона (отмывание средств, финансирование терроризма и т.п.).

Частный счет в Германии дистанционно в Varengold Bank AG

Автоматически это решило бы проблему со штрафами: за выполнение запрещённой операции подразумевается штраф в размере 75-100% от суммы операции. Получил наследство или продал акции фонда, который не котируется на мировых биржах и зачислил прибыль на иностранный счет – плати штраф в 75-100%.

Если же нет запрещённых операций, то и платить штрафы особо не за что, кроме как за налоговые или уголовные преступления.

Также законопроект предлагал отменить требование на обязательную репатриацию прибыли: получать прибыль за рубежом смогли бы компании, которые занимаются экспортом, хранить полученное там же, а перед налоговой в России лишь отчитываться. Минфин обосновывал это необходимостью поддержать несырьевой экспорт в условиях санкций и бессмысленность в борьбе с оттоком капитала.

Однако правительство отказалось рассмотреть законопроект и отправило его на доработку. Беспокойство высказал ЦБ, по мнению которого, подобный законопроект способен нанести вред платёжному балансу.

Минфину придётся переработать законопроект таким образом, чтобы разбить нововведения на этапы. Замминистра финансов Алексей Моисеев теперь не может сказать, когда будет готова новая версия законопроекта и в чём будет заключаться первый этап.

Можно предположить, что процедура затянется: прошли выборы, основные «подарки» населению уже раздали и ждать следующего этапа хорошего настроения у властей придётся долго.

Личный счет в UniCredit Bank в Сербии удаленно

Центр стратегических разработок также за смягчение валютного контроля

Не только Минфин выступает за смягчение валютного контроля в России. Как раз после того, как правительство отправило законопроект Минфина на доработку, Центр стратегических разработок (ЦСР) под руководством Алексея Кудрина, опубликовал доклад, в котором также призвал к либерализации валютного законодательства.

Помогли ЦСР в подготовке доклада РАНХиГС и Академия внешней торговли.

Специалисты призывают отменить валютный контроль, разрешить валютные операции резидентам, упростить работу с иностранными счетами россиянам, что постоянно живут вне России. Им до сих пор запрещено рассчитываться между собой в валюте и в иностранных банках.

Исследователи предлагают отказаться и от необходимости ежегодно отчитываться о движении средств по иностранным счетам, по крайней мере для счетов в тех странах, которые согласились на автоматический обмен налоговой информацией с Россией. На данный момент таких стран 73 и к концу 2018 их может стать ещё больше.

Аналогично Минфину, Кудрин предлагает убрать требование о репатриации иностранной прибыли, поскольку это наносит весомый урон экспортёрам, особенно тем, кто занимается реальным бизнесом и у которого могут иногда появляться покупатели-должники.

К сожалению, данное предложение – лишь рекомендация экспертного центра, которая может быть услышана, а может быть вежливо проигнорирована. Однако, если ЦСР объединится с Минфином и учтёт упёртость ЦБ в вопросах либерализации рынка и валютного контроля, то может что-то и выйдет.

А пока что выходов из ситуации, в которой власти будут придраться к иностранным счетам, всего два: отказ от иностранных счетов, чтобы не к чему было придраться; и отказ от налогового/валютногой резидентства.

С первым пунктом всё понятно, однако это совершенно непредусмотрительно – риски потерять собственные активы внутри одной банковской системы крайне велики.

Второй вариант – отказ от валютного резидентства – требует подготовки и планирования. Гражданин России имеет право покинуть страну в любой момент и жить там, где угодно. Будучи за границей более 183 дней в году, он перестаёт быть обязанным отчитываться о счетах, о движении средств по ним и практически полностью от ограничений валютного законодательства.

Но нужно, чтобы вы стали резидентом в другом государстве.

Как выбрать такое государство? Учитывайте несколько моментов: размер налогов; требования по отчётности; доверие местной правоохранительной системе; законодательство и отношение к иностранным активам.

Далеко не каждая страна предложит вам выгодные и безопасные условия для налогового резидентства. Особенно, если ваши активы расположены в разных уголках мира.

Эксперты отмечают, что россияне активно ищут не только место для ВНЖ и ПМЖ, которое даст им налоговый статус, но и получают вторые паспорта. Зачем? Мало того, что второй паспорт позволяет путешествовать по многим странам без виз. Он также позволяет открывать счета и поддерживать старые там, где это становится сложно из-за санкций, скандалов или изменений законодательства.

Вы ещё храните деньги в Латвии? После ABLV в зоне риска ещё 10 Латвийских банков!

Например, в Латвии нерезидентам ограничивают сделки в долларах и россиян просят конвертировать валюту в евро или вообще покинуть банк. Чтобы избежать потери актива и счета, некоторые предприимчивые россияне уже в 2017 году воспользовались возможностью и получили паспорта европейских и карибских стран за инвестиции – всего 2-6 месяцев и новый паспорт у вас на руках.

Подробнее на нашем портале:

Второй паспорт 2018 – Развенчиваем топ-9 главных мифов

В Сент-Китс и Невис предлагают второй паспорт за 3 месяца и ряд бонусов

С дополнительными вопросами обращайтесь на info@offshore-pro.info.

Источник: https://internationalwealth.info/tax-planning/the-government-and-the-central-bank-refused-to-mitigate-currency-controls/

Либерализация валютного контроля: процесс пошёл

Поправки в валютное законодательство

Выручку в рублях на счёт в зарубежном банке за экспортируемые несырьевые и неэнергетические товары можно будет зачислять с 2020 года, за сырьевые (кроме леса) — поэтапно с 2020 до 2024 года.

Законопроект, допускающий зачисление рублёвой выручки на зарубежные счета, правительство внесло в Госдуму 19 июня этого года. Эти и другие изменения, связанные с либерализацией валютного регулирования и валютного контроля, обсудили эксперты на совместном вебинаре Федеральной таможенной службы (ФТС России) и АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ).

Переходный период

Ещё одно нововведение, ожидающее предпринимателей, — возможность зачисления выручки в срок, который не превышает предусмотренный контрактом более, чем на 30 дней.

Сейчас выручка зачисляется на счёт уполномоченного банка в срок, предусмотренный контрактом.

Реализация этой возможности позволит избежать привлечения к ответственности по формальным признакам, когда речь идёт об одном-двух днях задержки перечисления из-за неаккуратности контрагента, длительности проведения банковских транзакций и так далее.

Зачислить выручку на счёт в зарубежном банке можно, если в течение 30 дней её переведут на счёт в уполномоченном российском банке.

Как пояснил Директор по сопровождению экспортных проектов РЭЦ Михаил Антипов, это не изменение базовых норм валютного контроля, а уточнение статьи 15.

25 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) — поправки в КоАП уже приняли в первом чтении. А вот возможность зачёта взаимных требований при расчёте с одним и тем же контрагентом до сих пор отсутствует

— Законодательством это не предусмотрено — в рамках исполнения обязательств по внешнеторговому контракту деньги должны поступать в рамках одного договора. Такая возможность пока прорабатывается в рамках законодательных инициатив, — сказала сотрудник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК ФТС России) Елена Зайкова.

Порог ответственности

Коснутся изменения и административной и уголовной ответственности. Сейчас размер штрафа варьируется от 75 до 100% от суммы контракта, но снизится до 5-30% для валютных контрактов и 3-10% для рублёвых.

Также у компаний появится отсрочка за непредставление отчётности о валютных операциях — 90 дней моратория на штраф.

Установят и пороговую сумму привлечения к ответственности за невозврат валютной выручки при экспорте на уровне 200 тысяч рублей.

В отношении уголовной ответственности планируется исключить из Уголовного кодекса статью 193, предусматривающую ответственность за невозврат валютной выручки, если сумма незачисленных денежных средств превышает 9 млн рублей.

Это нарушение станет квалифицирующим признаком по другим составам преступления («Мошенничество», «Незаконное предпринимательство», «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем», «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых лицом в результате совершения им преступления», «Преднамеренное банкротство»). Законопроект, который подготовлен по поручению Председателя Правительства Дмитрия Медведева, сейчас в процессе обсуждения.

По словам начальника отдела методологии применения законодательства Управления таможенных расследований и дознания ФТС России Сергея Волкова, прорабатываются и изменения в валютное законодательство в части неисполнения обязательств из-за действия санкций. Сейчас эта ситуация регулируется только ч. 4.

2 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», но в дальнейшем, сказал Волков, «более широкий спектр отношений будет освобождён от ответственности и от обязанности».

Речь, в том числе, о судебных решений иностранных организаций, которые приняты в соответствии с санкционным режимом.

Как минимизировать риски?

По данным ФТС, половина экспортных контрактов не содержит чётких сроков возврата денежных средств. В ведомстве рекомендуют устанавливать два срока — поставки товара для нерезидента и возврата товара в случае, если его не поставили.

— Когда нерезидент не исполняет внешнеторговый договор в части сроков, то есть нарушает срок поставки товара, у вас есть основания для выставления претензий. Значит, можно доказать контролирующему органу, что вы предпринимали достаточные меры для возврата денежных средств, — сказал Сергей Волков.

Эксперты же с целью минимизации коммерческих рисков рекомендуют ещё до заключения сделки проверять потенциального партнёра и прописывать условия контракта — санкции за нарушение срока, компенсацию понесённых издержек, разнесение срока отправления и получения денежных средств.

Также нужно учитывать, что до банковской системы деньги доходят спустя какое-то время, и крайне важно правильно выбирать арбитраж — во-первых, решения выбранного суда должны признавать как в России, так и в стране контрагента, во-вторых — стоимость судебных разбирательств может сильно различаться.

В рамках реализации контракта юристы советуют заблаговременно напоминать контрагенту о сроке оплаты — например, информационным письмом, которое можно будет впоследствии предъявить в контролирующий орган в качестве доказательства своей предусмотрительности. В случае же нарушения срока оплаты необходимо вести активную претензионную работу.

— Обязанность по репатриации лежит не на контролирующем органе, а на конкретном резиденте. Контролирующий орган проводит проверку валютного законодательства и оценивает, какие действия вы могли совершить и какие совершили.

Если это совпадает с точки зрения закона, тогда мы говорим: событие по статье 15.5 есть, но состав в части вины отсутствует, поскольку резидент предпринял всё необходимое, чтобы деньги были возвращены, — сказал представитель ФТС.

Запись вебинара доступна по ссылке

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ссылкой:

Источник: http://xn----8sbeibfw3aojl2n.xn--p1ai/ved/liberalizaciya-valyutnogo-kontrolya-process-poshyol/

Не открывать до Нового Года

Поправки в валютное законодательство

С 1 января 2020 года еще больше смягчается законодательство о валютном контроле. О том, какие валютные операции станут разрешенными и в каком случае можно будет не сдавать отчет о движении средств по счетам в иностранных банках, читайте в этой статье.

В Австралии и Новой Зеландии есть праздник — Рождество в июле (Christmas in July). Официальное объяснение праздника — то, что зима в южном полушарии приходится на июнь, июль и август. Это самые холодные месяцы в году, что придает Рождеству в июле более-менее привычный колорит. Неофициальное объяснение – что дети не хотят ждать рождественских подарков целый год.

В прошлом году я писал про Новогодний подарок для тех, кто живёт за рубежом. Тогда закон, принятый буквально за три дня до Нового Года, сильно упростил требования валютного законодательства для тех, кто проводит в России менее 183 дней в году.

В этот раз можно говорить про новогодние подарки летом. 2 августа 2019 года был принят федеральный закон N 265-ФЗ «О либерализации ограничений на совершение валютных операций». Этот закон вносит изменения в закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и ещё больше смягчает требования валютного контроля. Изменения вступают в силу с 1 января 2020 года.

Больше разрешенных операций

Напомню, что текущий закон N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает закрытый перечень разрешенных операций по счетам в иностранных банках. Все, что не разрешено в этом перечне, считается запрещенными валютными операциями и чревато штрафом в размере от 75% до 100% от суммы операции (п.1 ст. 15.25 КоАП).

Новый закон полностью снимаетограничения на любые валютные операции по зарубежным банковским счетам при условии, что а) банк расположен на территории страны — члена ОЭСР или ФАТФ и б) эта страна обменивается в автоматическом режиме финансовой информаций с Российской Федерацией.

Обратите внимание, что не все страны ОЭСР и ФАТФ обмениваются с Россией финансовой информацией в автоматическом режиме. В таблице, приведенной ниже, содержится список стран, по счетам в банках которых с 1 января 2020 года будут разрешены любые валютные операции.

Список стран, членов ОЭСР или ФАТФ, которые осуществляют автоматический обмен финансовой информацией с Российской Федерацией

АвстралияМалайзия
АвстрияМексика
АргентинаНидерланды
БельгияНовая Зеландия
БразилияНорвегия
ВеликобританияПольша
ВенгрияПортугалия
ГерманияСаудовская Аравия
ГонконгСингапур
ГрецияСловакия
ДанияСловения
ИндияФинляндия
ИрландияФранция
ИсландияЧехия
ИспанияЧили
ИталияШвейцария
КитайШвеция
КореяЭстония
ЛатвияЮАР
ЛитваЯпония
Люксембург

(Источник: Список стран-участников ОЭСР, список стран-участников ФАТФ, Приказ ФНС России от 04.12.2018 № ММВ-7-17/[email protected] «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляет автоматический обмен финансовой информацией»)

По счетам в иностранных банках для всех стран из этой таблицы с 1 января 2020 года будут разрешены любые валютные операции.

Меньше отчетов о движении средств по счетам в иностранных банках

С 1 января 2020 года не нужно подавать отчет о движении средств по счету в иностранных банках, если выполняется два условия:

  • Банк расположен на территории страны — члена ОЭСР или ФАТФ, эта страна обменивается в автоматическом режиме финансовой информаций с Российской Федерацией и
  • Либо сумма оборотов по счёту за год составила менее 600 000 рублей в пересчёте по курсу ЦБ РФ,
    либо остаток денег на счёте на конец года был менее 600 000 рублей в пересчёте по курсу ЦБ РФ и на этот счёт в течение года не было никаких зачислений денежных средств.
600 000 рублей – это (по состоянию на 15 августа 2019):
9 000 долларов США
8 100 евро
7 400 фунтов стерлингов
13 300 австралийских долларов
63 400 китайских юаней
958 000 японских йен

Пример

Гражданка России несколько лет работала по контракту в Германии, а в конце 2017 года вернулась в Россию. В Германии у неё «на всякий случай» остался расчетный счет, на котором лежит несколько сотен евро.

С момента своего возвращения она этим счетом не пользовалась.

Несмотря на отсутствие операций по счету, эта гражданка должна до 1 июня 2019 года подать отчет о движении средств по счету в иностранном банке за 2018 год.

А вот благодаря новому закону, в 2020 году ей не нужно будет подавать отчет о движении средств, т.к. 1) Германия член ОЭСР и ФАТФ, и ведёт автоматический обмен финансовой информацией с Россией 2) остаток денег на счете на конец года был менее 600 000 рублей и в течение года не было никаких зачислений денег на этот счет.

Ложка дегтя в бочке с медом

Несмотря на очевидную либерализацию валютного контроля, новый закон от 02.08.2019 года N 265-ФЗ содержит еще одну маленькую поправку, у которой могут быть большие последствия. Дело в том, что текущий закон «О валютном регулировании и валютном контроле» распространяется исключительно на банковские счета.

Поправка, о которой идёт речь, расширяет действие закона на «иные организации финансового рынка, расположенные за пределами территории Российской Федерации».

При этом под организациями финансового рынка понимаются организации «имеющие право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента» (часть 1 ст.12 Закона 173-ФЗ в редакции от 01.01.2020).

На мой взгляд, под это определение попадают все брокерские и депозитарные счета, доверительное управление активами и даже накопительное страхование жизни. Это значит, что на такие операции будут распространяться все существующие ограничения закона «О валютном регулировании и валютном контроле», и по всем таким счетам нужно будет подавать отчеты о движении средств.

Заключение

В заключение хочу сказать, что описанные выше изменения будут актуальны только для тех российских граждан, кто проводит в России более 183 дней в году.

На тех граждан России, кто постоянно проживает за рубежом, с 1 января 2018 года не распространяются практически никакие ограничения закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Они не должны уведомлять об открытии/закрытии счетов за рубежом, им не нужно сдавать отчёт о движении средств по счетам в иностранных банках, и для них нет запрещённых операций по зарубежным счетам.

Подробнее об этом читайте в моей статье «Новогодний подарок для тех, кто живёт за рубежом».

Источник: https://www.shichko.com/ne-otkryvat-do-novogo-goda/

Юрист Комаровский
Добавить комментарий