Повышение пенсионного возраста в России с 2019 года (последние новости)

Новая таблица выхода на пенсию с 2019 года, последние новости

Повышение пенсионного возраста в России с 2019 года (последние новости)

Обновленный законопроект, о повышении возрастной нормы выхода на пенсию в Российской Федерации вступил в силу. Россияне 1964 и 1959 года рождения станут первыми участниками правительственного эксперимента. Их срок заслуженного ухода на покой откладывается на шесть месяцев. Таблица выхода на пенсию наглядно демонстрирует, какие перемены ждут старшее поколение.

Телеобращение президента подвело черту под дискуссией по вопросам пенсионной реформы. Со следующего года россияне будут дольше трудиться, чтобы заслужить право на отдых. Новая таблица выхода на пенсию в 2018 году поможет рассчитать, когда подойдет срок назначения страховых выплат.

Смягчение пенсионной реформы, которое предложил Владимир Путин

Рост продолжительности жизни людей – общемировая тенденция. Пенсионный возраст в других странах значительно выше, чем в России. Однако для нашей страны тема очень болезненная.

Пожалуй, впервые с момента правления главе государства приходится принимать столь непопулярное решение.

Большая часть выступления 29 августа 2018 года была посвящена разъяснению необходимости внесения корректировок.

Президент честно рассказал, почему без реформы не обойтись. Снижение доли трудоспособного населения ставит под угрозу возможность государственных выплат в будущем. Основная цель закона – сохранение стабильной пенсионной системы и рост благосостояния пенсионеров.

Владимир Путин отметил, что меры, принятые в рамках демографической политики, привели к продлению жизни, а реформирование пенсионных правил позволит повысить качество жизни людей, заслуживших свое право на отдых.

Поддержав правительственную программу, Владимир Путин внес ряд рекомендаций, которые должны облегчить ввод новаций для самых уязвимых категорий населения.

Снижения пенсионного возраста для женщин

Законопроект, внесенный в Думу, предусматривает увеличение возраста выхода на пенсию для женщин на 8 лет. Лидер нации счел такое предложение несправедливым и рекомендовал снизить порог до 5 лет. Он объяснил свою инициативу исключительной ролью женщины в российском обществе.

Льготы для многодетных мам

Действующее законодательство содержит преференции для женщин, родивших (усыновивших) пять или более детей. Для них предусмотрены лучшие сроки выхода на отдых — на 5 лет раньше.

Рекомендации Путина включили в привилегированную категорию всех многодетных матерей. Для мам, родивших трех или четырех детей, также устанавливается более раннее назначение выплат – на три и четыре года соответственно.

Поправки для граждан, планирующих выйти на пенсию в 2019-2020 годы

Чтобы будущие пенсионеры могли привыкнуть к новым условиям, коррекция сроков будет проводиться постепенно. Владимир Путин инициировал уменьшение возраста назначения пенсий лицам, которые по старому закону, должны выйти на пенсию в следующие 2 года. Предложение сократило срок на полгода.

Временные трудовые гарантии для пожилых людей.

Президент ввел новое понятие в закон о пенсионном возрасте – предпенсионный возраст. Он охватывает пять лет до появления права на пенсию. Рекомендации Владимира Путина по защите граждан указанной категории:

  • Наказание работодателей за расторжение трудового контракта или отказ в найме;
  • принятие мер для закрепления трудовых взаимоотношений;
  • утверждение госпрограммы по переквалификации и повышению навыков;
  • значительный рост предельной суммы пособия по безработице в 2019 году;
  • оплата двух дней на диспансеризацию по среднему заработку.

Снижение стажа для досрочного выхода на пенсию

Свежие новости по льготам для лиц, рано вышедших на работу. Для них уменьшен специальный стаж для досрочного прекращения трудовой деятельности: 37 лет для женщин 42 года — для мужчин. Предыдущие значения — 40 и 45 лет.

Что не изменилось в новом пенсионном законе

Поправки президента не затронули итоговое повышение пенсионного возраста для мужчин — 65 лет;льготы работникам вредных и опасных производств;пенсионные сроки матерям с 5 детьми или больше.

За кадром реформ остались повышенные пенсионные выплаты депутатам Госдумы, госслужащим, и ранние пенсии для силовых структур.

Индексация и повышение пенсий в 2019 году

Внедрение новых методов назначения пенсий должно повысить доходы неработающих пенсионеров. Все доходы от переноса сроков, будут направляться на увеличение выплат застрахованным.

Предложенные меры должны не только сохранить, но и приумножить благосостояние людей. Уже к следующему чтению механизм ежегодной индексации доходов заложат в законопроект.

Это позволит закрепить рост пенсий, опережающий инфляцию.

По предварительным расчетам уже в 2019 году выплаты будут расти в два раза быстрее инфляции. Рост доходов пенсионеров в первом отчетном периоде запланирован на уровне 7%.Надбавка составит порядка 1000 рублей, из расчета средней пенсии в 14 400 рублей в 2018 году. В предшествующие три года прирост составлял 400-500 рублей.

За шестилетний период реформирования ежемесячные доходы пенсионеров, должны повышаться примерно на тысячу рублей в год. К 2024 году ежемесячная пенсия поднимется до 20 000 рублей. Это средние цифры. Для конкретного человека надбавка будет зависеть от уже получаемой суммы.

График выхода на пенсию по новой пенсионной реформе с 1 января 2019 года

Первоначальный законопроект заложил постепенное повышение возраста выхода на пенсию в течение 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. С учетом инициатив президента общий период реформирования охватит 10 лет для всех россиян, независимо от пола. Ниже представлена таблица выхода на пенсию по годам с 1 января 2019 года.

Новая таблица выхода на пенсию с 2019 года после выступления Путина, мужчины
Период рождения Первая половина 1959 Вторая половина 1959 Первая половина 1960 Вторая половина 1960 1961 1962 1963
Срок назначения выплат Второе полугодие 2019 Первое полугодие 2020 Второе полугодие 2021 Первое полугодие 2022 2024 2025 2026
Возраст 60,5 60,5 61,5 61,5 63 64 65
Новая таблица выхода на пенсию с 2019 года после выступления Путина, женщины
Период рождения Первая половина 1964 Вторая половина 1964 Первая половина 1965 Вторая половина 1965 1966 1967 1968
Срок назначения выплат Второе полугодие 2019 Первое полугодие 2020. Второе полугодие 2021 Первое полугодие 2022 2024   2025   2026
Возраст 55,5 55,5 56,5 56,5      58      59      60

Выступление Путина исправило сроки получения пенсионных выплат в начале реформы: мужчины, 1959 г. р., и женщины, 1964 г. р. выйдут на пенсию на полгода раньше, а не через год (как планировалось ранее) в сравнении со старым законом.Для следующего года рождения — мужчины 1960 г. р. и женщины 1965 г. р., повышение пенсионного возраста составит полтора года вместо ранее запланированных двух.

Последующие возрастные группы идут на пенсию по плану Правительства РФ. Исключение — женщины 1969 г. р. и моложе. Глава России остановил рост трудового стажа для этой категории. Получать страховую пенсию по старости они смогут с 60 лет.

Новая таблица повышения пенсионного возраста для мужчин с 1 января 2019 года по годам

Проект закона по увеличению сроков выхода на пенсию предполагал повышение пенсионного возраста на 1 год для каждой последующей возрастной группы до достижения максимального значения. Президент снизил планку на полгода для мужчин 1959-1960 годов рождения. Остальные значения остались прежними.

Год рождения 1959 1960 1961 1962 1963 и позже
Возраст выхода на пенсию 60,5 61,5 63 64 65

В результате повышение пенсионного возраста для мужчин первой возрастной группы (1959 г. р.) составит всего полгода. Для второй (1960 г. р.) — полтора, для третьей (1961 г. р.) — три. Затем возраст выхода на пенсию ежегодно будет расти на год до достижения предельного значения в 65 лет.

Таблица повышения пенсионного возраста для женщин с 1 января 2019 года по годам

Запланированная Правительством пенсионная реформа ежегодно поднимала возраст женщин для выхода на пенсию на год до достижения значения в 63 года. Владимир Путин понизил порог до 60 лет и предоставил льготы застрахованным лицам, планирующим выйти на пенсию в 2019-2020 гг.

Год рождения 1964 1965 1966 1967 1968 и позже
Возраст выхода на пенсию 55,5 56,5 58 59 60

Итоговые темпы прироста пенсионного возраста для женщин:

6 месяцев для первой возрастной группы (1964 г. р.);1,5 год — для второй (1965 г. р.);3 года — для третьей (1966 г. р.);4 года — для четвертой (1967 г.р.);5 лет для всех остальных (1968 г. р. и моложе).

Таблица повышения пенсионного возраста для учителей и медицинских работников по новой формуле

Для педагогов и работников здравоохранения установлен специальный стаж от 15 до 30 лет. Он дает право закончить трудовую деятельность раньше срока и зависит от конкретной профессии и учреждения, где работает человек. Граждане, попадающие под льготные условия, выходят на пенсию после выработки стажа. Остальные – в общем порядке:

Новая таблица выхода на пенсию после выступления Путина, мужчины
Дата рождения 1959 1960 1961 1962 1963
Срок начала выплат

Источник: https://credits.ru/news/novosti-rynka/novaya-tablitsa-vykhoda-na-pensiyu-s-2019-goda-poslednie-novosti/

Пенсионная реформа не щадит ни молодых, ни старых, ни женщин, ни их детей

Повышение пенсионного возраста в России с 2019 года (последние новости)

Пенсионная реформа в России резко ударит по всем поколениям, а не только по уходящим сейчас на пенсию пожилым людям. Такое заявление сделал специализирующийся на защите прав пожилых людей адвокат Анас Эльмурзаев.

По его словам, стартовавшая 3 октября 2018 года пенсионная реформа, у нынешних пенсионеров вызовет «тревогу за судьбы их детей и внуков», а у людей предпенсионного возраста — «озлобленность на власть из-за ощущения предательства». В свою очередь, более молодые граждане будут испытывать «тревогу за свой карьерный рост из-за работающих пенсионеров».

Повышение пенсионного возраста в современных реалиях нашего общества, по мнению Анаса Эльмурзоева, является сложной задачей с трудно предсказуемыми последствиями.

«Возможно, данная реформа окажется самым непопулярным шагом для действующей власти», — подчеркнул он, комментируя для информационного агентства «Красная Весна» результаты одного летнего опроса, показавшего, что 52% его участников не считают свою страну социальным государством, а 72% не удовлетворены отношением власти к народу.

В том, что это отнюдь не ангажированное и не единичное мнение одного отдельно взятого человека, сомневаться не приходится. Похожую точку зрения разделяют и многие другие эксперты.

Так, руководитель правового департамента Конфедерации труда России, член Ассоциации «Юристы за трудовые права» Олег Бабич заявил:

— Еще до того, как новое законодательство вступило в силу, как подняли пенсионный возраст, мы говорили совершенно очевидные вещи — пенсионная реформа в первую очередь ударит по молодому поколению.

проблема здесь заключается в том, что продление трудовой деятельности старшего поколения будет затруднять высвобождение рабочих мест.

Соответственно, молодым при выходе на рынок труда придется очень туго, ведь вакансии будут высвобождаться на 5 лет позднее.

«СП»: — То есть фактически будет попрано конституционное право человека на труд?

— Ну, само право-то никуда не денется, а вот реализовать его будет гораздо сложнее, чем раньше. Пожилые будут держаться изо всех сил за свои места, а куда деваться молодым? Ведь у нас в стране создается не так уж и много новых рабочих мест, чтобы удовлетворить их потребности.

С этим экспертным мнением, действительно, поспорить сложно. Помнится, в мае 2013 года президент России Владимир Путин публично заявлял, что реализация амбициозной программы по созданию 25 миллионов высокотехнологичных рабочих к 2020 году «уже находится на марше».

В 2017 году уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов подтвердил, что создание таковых — это развитие экономики, высокие зарплаты и большие налоговые поступления в бюджет.

Сейчас, когда до наступления 2020 года остаются считанные недели, из всего обещанного в реальной жизни наблюдаются только большие налоговые поступления в бюджет.

И произошло это не потому, что увеличились зарплаты или рванула вверх экономика, а потому, что налоговое бремя в России за последние 10 лет просто выросло в 2 раза за счет дополнительных видов фискальных платежей для населения и бизнеса. Хотя еще в марте 2018 года министр финансов Антон Силуанов на встрече с президентом Владимиром Путиным говорил, что налоговое бремя в стране увеличивать не планируется.

Понятно, что в таких условиях люди не будут спешить выходить на пенсию, тем более что получат ли они ее в итоге после всех фокусов правительства с гарантированными пенсионными планами, негосударственными пенсионными фондами и прочими «передовыми наработками», большой вопрос.

То, как при таких раскладах «легко» найдет общий язык с прытким 14-летним подростком 65-летний школьный учитель или воспитатель детского сада, едва ли надо расписывать в деталях. Также без лишних слов понятно, насколько «виртуозно» может принять роды или «филигранно» провести кесарево сечение гинеколог того же возраста.

Однако может вполне оказаться так, что в обозримом будущем и учить-то будет некого, да и рожать будет некому. Потому что повышение пенсионного возраста наносит глобальный удар по демографии. Которая в России, несмотря на все потуги власти, настолько сильно оставляет желать лучшего, что и говорить совестно.

Как отметил независимый эксперт по социальной экономике, доктор экономических наук Андрей Гудков, чем моложе женщина, тем лучше у нее рождаются дети.

— Но предположим, она закончила школу, пошла в вуз. Во время учебы вышла замуж, родила, а потом снова вернулась в вуз. А коль скоро по нынешнему положению учеба не считается у нас трудовой деятельностью, то, получается, пардон, фигу ей, а не зачет в пенсионный стаж.

Это крайне четкий случай рассогласования нашей системы. У нас же провозглашена демографическая политика сбережения населения.

Но тут же принимается решение в области пенсионного обеспечения, которое приведет к тому, что женщина будет откладывать рождение ребенка до того, как она окончит высшее учебное заведение.

Потом ей надо будет устраиваться на работу. А там другое — если у нее трудовой стаж меньше года, то по уходу за ребенком ей заплатят по минимальным ставкам. В результате она родит хорошо, если лет в 25. Так что после этого она вполне может на вторые роды уже и не пойти, уже возраст, зачем ей?

А ведь у нас с рождаемостью, подчеркнул эксперт Центра социальной демографии и экономической социологии института социально-политических исследований Виктор Левашов, дела совсем не радужные.

— Сейчас в России коэффициент замещения, по подсчетам демографов, колеблется на уровне максимум 1,7−1,8. А для сохранения положительной динамики нам нужен коэффициент хотя бы на уровне 2,3.

Но эта пенсионная реформа, конечно, радости в вопросе демографии не принесет.

Потому что у бабушек и дедушек, на помощь которых в первую очередь рассчитывают молодые семьи при рождении нескольких детей, свободного времени для воспитания внуков не прибавится, а будет меньше. Социологический факт, от него никуда не денешься.

И это на фоне того, что у нас и так проблема воспроизводства семьи стоит очень остро. В городах женщины рожают по одному ребенку и на этом останавливаются. Напрямую это к пенсионной реформе и к повышению пенсионного возраста не относится, но косвенно все же связано с тем, что люди боятся стать бедными. Потому что каждый ребенок резко ухудшает качество и уровень жизни семьи.

Если раньше появление ребенка было радостью, то теперь это серьезная проблема, потому что у тебя остается меньше времени. У нас потеряна позитивная мотивация к рождению детей, вот что страшно.

Пока нас спасают две вещи. Во-первых, социокультурное многообразие, а, во-вторых, то, что в нас еще жив советский культурный потенциал. Проще говоря, нас пока держат на плаву миграционные потоки, когда человек может приехать из Средней Азии или с Кавказа и без особых проблем найти в Москве работу.

Но города, подчеркнул эксперт, за последние 15−20 лет в результате всех изменений отошли от коллективной модели, когда старшее поколение занималось социализацией младшего.

Пенсионная реформа окончательно оформила эту тенденцию в образ жизни. 65-летним дедушкам и 60-летним бабушкам теперь уже не до внуков и внучек.

НАдо искать работу, держаться за нее, чтобы элементарно выэить, и не стать обузой для детей и внуков.

Новости пенсионнойреформы: Аграновский пояснил, почему власти не реагировали на протест против пенсионной реформы

Проблемы пенсионной реформы: Российских женщин начали готовить к еще одному повышению пенсионного возраста

Источник: https://svpressa.ru/economy/article/247525/

У повышения пенсионного возраста появились новые подводные камни — мк

Повышение пенсионного возраста в России с 2019 года (последние новости)

Почему государство заботится не о доходах граждан, а меняет сроки выхода на заслуженный отдых

Другой важный штрих в общей картине — массовая убыль работающих «по-белому» пенсионеров. Сегодня их осталось около 9,7 млн, тогда как в 2015 году было 15,3 млн.

Резкое снижение численности произошло в 2016 году, когда вступил в силу закон, отменяющий индексацию пенсий пожилым гражданам, официально оформленным на работу. Это ударило и по Пенсионному фонду России (ПФР), и по бюджету страны.

Чтобы продолжать получать и зарплату, и пенсию, люди подались в теневой сектор, прекратив платить отчисления не только в ПФР, но и в фонды медицинского и социального страхования, а также — подоходный налог.

В итоге казна стала терять более 300 млрд рублей ежегодно только по налогу на доходы физлиц. Как точно заметил эксперт по социальной политике Андрей Гудков, «в попытке найти десять копеек власти подожгли десятирублевую купюру и освещают ею место потери».

Скупой платит дважды

И так во всем. Отечественная пенсионная система — результат накапливающихся годами проблем и череды ошибочных шагов, которые в совокупности создают критическую массу рисков. Повышение пенсионного возраста — лишь одно из звеньев цепи.

Озвучивая эту задачу, правительство уверяло, что гарантирует занятость несостоявшимся пенсионерам и будет защищать их права, вплоть до уголовной ответственности. Однако июльский прогноз Минтруда сулит иную перспективу: в 2020 году количество безработных предпенсионеров вырастет на 60%, или до 150 тысяч человек.

Возрастную дискриминацию никто не отменял, и она ставит крест на любых планах и обещаниях.

Реализуемая с 2013 года «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы» никак не повлияла на уровень пенсионного обеспечения граждан, заявила в Госдуме аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

По ее словам, коэффициент замещения до сих пор не превысил 35%, а чтобы достичь заветного порога в 40%, средний размер страховой пенсии неработающего пенсионера в 2024 году должен составлять не менее 24 тысяч рублей.

«Речь идет о коэффициенте замещения утраченного заработка, о соотношении двух параметров — пенсии и прежних доходов, — поясняет проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. — Введенный Международной организацией труда стандарт в 40% актуален, скорее, для развитых экономик.

В России же он не позволяет выжить на страховую пенсию человеку, у которого была низкая заработная плата — в пределах 25–28 тысяч рублей.

О самых бедных мы сейчас не говорим: тот, кто имел зарплату на уровне прожиточного минимума (ПМ), будет получать пенсию примерно на ту же сумму — плюс-минус 10 тысяч с учетом региональных доплат к ПМ».

Чтобы человек, выходя на пенсию, был ею доволен, нужно усовершенствовать механизм оплаты труда. Но в Минэкономразвития об этом и думать не хотят, отмечает Сафонов. То, что государство сейчас недодает в виде прибавок к зарплате, ему потом возвращается бумерангом — в виде необходимости выплачивать социальные пособия.

Ровно та же история — с попыткой сэкономить на работающих пенсионерах, которым в 2016-м перестали индексировать пенсии. В результате многие уходят в неформальную занятость, а ручеек в виде налогов и отчислений, питающий страховую пенсионную систему, иссыхает. Попытки решать серьезные задачи малой кровью неизменно проваливаются.

Это как с героем романа Бальзака «Шагреневая кожа»: любое твое желание может быть исполнено здесь и сейчас, но конечная плата за сделку со злом — проигранная жизнь. Реформу надо проводить ускоренными темпами, настаивают ее идеологи. Им по-прежнему кажется, что рынок труда легко «переварит» 12 млн несостоявшихся пенсионеров. Но они не правы.

Например, регионы не осуществляют профессиональную переподготовку лиц предпенсионного возраста, поскольку работодателям это абсолютно не нужно. Кроме того, по словам Александра Сафонова, большинство нацпроектов, будь то цифровая экономика или строительство инфраструктуры, — это узкопрофильные проекты, не создающие для людей старшего поколения спроса на их рабочие руки.

«Должным образом реформировать пенсионную сферу не удается, — согласен профессор Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец. — Ситуация требовала серьезных стартовых вложений, но правительство решило минимизировать издержки. Купить рубль на пятачок — старинная русская забава, у которой всегда лишь один исход.

Повышать пенсионный возраст имело смысл в комплексе с решением других проблем. Как минимум нужно определить судьбу двух видов пенсионных накоплений — обязательных и добровольных».

Неопределенность и непрозрачность

По словам Зубца, во втором случае власти пустили дело на самотек, не предъявив населению никаких внятных стимулов. Люди не поняли, в чем их выгода, зачем нужно затягивать пояса, сокращать собственное потребление и формировать некие пенсионные накопления вместо тех, что предоставляет государство.

Вдобавок те уполномоченные банки (например, ВЭБ) и те пенсионные фонды, что взялись помочь в инвестировании пенсионного капитала, не сумели достичь доходности выше средней по рынку.

В такой ситуации у любого здравомыслящего человека возникает вопрос: а зачем мне все это надо, не проще ли отнести деньги в госбанк, положить на счет под проценты и не связываться с этой мутной системой?

Но решающим фактором оказался низкий уровень жизни: в июле Росстат озвучил сумму модальной, то есть самой распространенной зарплаты в стране — 23,5 тысячи рублей. Какие деньги среднее домохозяйство может отложить с такого дохода? Понятно, что никакие, резюмирует Зубец.

По его словам, накопительным механизмом могут воспользоваться лишь 15% наиболее состоятельных россиян, располагающие, помимо высокой заработной платы, мощным набором финансовых инструментов — вложениями в бизнес, инвестициями в ценные бумаги, недвижимостью, золотом.

Эксперты не видят в повышении пенсионного возраста глобального экономического смысла. Расходы Пенсионного фонда будут только расти, деньги на выплаты пенсий придется брать из федеральной казны, больше неоткуда.

По оценкам Счетной палаты, изучившей проект бюджета ПФР на 2019–2021 годы, если в прошлом году трансферт на обязательное пенсионное страхование обеспечил 7,7% доходов фонда, то в нынешнем и будущем этот показатель составит 12,2%.

Реформа в первые два года позволит бюджету экономить лишь на одном поколении несостоявшихся пенсионеров — тех, кто выйдет на пенсию в 2019 году. Это всего 80 тысяч человек.

Доходы Пенсионного фонда во многом будут зависеть от макроэкономических параметров, от инфляции и темпов роста зарплат. Ясно одно: индексировать пенсии придется при любых обстоятельствах, равно как и финансировать дефицит ПФР.

«С самого начала было понятно, что нагрузка на бюджет будет увеличиваться, — говорит финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. — Действительность очень сильно разошлась с оптимистичными прогнозами чиновников.

Меня как потенциального пенсионера пугает то, что в сфере пенсионного обеспечения каждые пять лет кардинально меняются правила игры и вектор движения. Как гражданин я не имею никакого отношения к тому, что будет с моей пенсией.

Эта неопределенность очень давит».

Последствия не просчитаны

Правительство также пребывает в замешательстве. Пенсионная система — затратная, разбалансированная, социально взрывоопасная — остается для него тяжкой ношей. За последние 15 лет правила начисления пенсий менялись 6 (!) раз. Такого не было ни в одной стране, если не считать специфические государства Африки, где еще лет 40–50 назад процветал каннибализм.

До сих пор непонятно, что будет с законопроектом об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК), идею которого Минфин вынашивает с сентября 2016 года. Реформу собирались запустить с 1 января 2019-го, но по ней у различных правительственных ведомств возникли принципиальные разногласия.

В июле финансовые власти предложили перенести ее публичное обсуждение на 2020 год.

ИПК — это, по сути, новый налог на пенсии, очередной источник длинных денег для правительства. Законопроект предполагает, что взносы на накопительную пенсию вместо работодателя будет осуществлять сам работник, отчисляя 6% от своей зарплаты.

При этом гражданам хотят предоставить возможность изменить ставку взносов или отказаться от их уплаты. Но очевидно, что, если ввести ИПК на добровольной основе, народ не станет с ним связываться.

Кто же захочет по собственному желанию отдавать из своего кошелька 6% в негосударственные пенсионные фонды, которые себя уже однажды дискредитировали?

По оценке президента Союза предпринимателей и арендаторов России Андрея Бунича, в данном случае российское руководство надеется на авось, на то, что дальше что-то изменится в лучшую сторону. На самом же деле хорошего выхода для страны не просматривается.

Реальные доходы населения падают, рост платежей по кредитам идет чуть ли не в геометрической прогрессии. Домохозяйства влезают в долги для поддержания привычного уровня жизни.

Можно ли в такой ситуации рассуждать о каких-то дополнительных отчислениях в системе ИПК?

«Пенсионная система впала в глубокий кризис, — констатирует доктор экономических наук Сергей Смирнов. — Идеологи реформы не просчитали все последствия. Людей вытолкнули в теневую занятость. Сейчас работодатели повсеместно платят официальную зарплату по минимуму, остальное выдают в конвертах.

Что касается индексаций пенсий, они действительно проводятся темпами, превышающими инфляцию. Но тысячу рублей, обещанную вице-премьером Голиковой, не назовешь весомой прибавкой. Да и не все ее получают. Чиновники должны отвечать за свои слова. Следовало уточнить, что речь идет о 7% от размера пенсии.

Если у вас пенсия 10 тысяч, то вы получите 700 рублей, но никак не тысячу».

Пуповина федерального бюджета

По словам Сергея Смирнова, проблема еще и в том, что в условиях нынешнего ручного режима управления экономикой любые долгосрочные стратегии не работают. Узкий горизонт планирования не позволяет занимать средства на осуществление постепенных реформ.

Ко всему прочему, напоминает эксперт, после 2014 года страна столкнулась с принципиально новыми геополитическими реалиями. И хотя сумела выдержать удар первой волны санкций, вторая грозит обрушиться на нее в любой момент.

И тогда придется залатывать свежие дыры в экономике, сокращать расходы госказны, в том числе — на социальные цели, чего так опасается глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

Конечно, надо повышать зарплаты. Но если с бюджетной сферой все более-менее ясно: там государство само себе хозяин и может как угодно распоряжаться деньгами, то как быть с негосударственным сектором? Ведь если нет платежеспособного спроса со стороны населения, то неоткуда брать и зарплаты. Есть коммерческий успех — будут деньги. Нет прибыли — не будет вообще ничего.

Добавим, что неустойчивость пенсионной системы напрямую связана с ее родовой чертой, наследием советской эпохи — неавтономностью. Без трансфертов из федерального бюджета невозможно обеспечить предусмотренные расходы и исполнение страховых обязательств.

А эти трансферты — величина переменная, зависящая от множества объективных и субъективных факторов. Кроме того, введенная с 1 января 2015 года балльная система исчисления пенсионных прав нивелирует размер выплачиваемых пенсий, не коррелируя их величину с фактическим заработком, с которого уплачен взнос в ПФР.

Что не мотивирует граждан к получению высоких зарплат — ведь они никак не влияют на стоимость пенсионных коэффициентов.

Отдельная тема — дефицит бюджета ПФР (265,5 млрд рублей в 2018 году), ставший одним из аргументов в пользу повышения пенсионного возраста. По словам Александра Сафонова, пока не видно, чтобы что-то менялось. Сэкономить с помощью реформы не удается: чтобы погасить вызванные ею очаги недовольства, государству пришлось идти на экстренную индексацию.

Не решена также проблема, связанная с тем, что ряд отраслей недоплачивает денежные средства в Пенсионный фонд. Этот источник дефицита никуда не исчез.

По сути, правительство не поработало над доходной частью — не отменило преференции для отраслей, не повысило зарплаты бюджетникам, не сузило размеры теневого рынка труда, который, напротив, только расширился.

Ко всему прочему, пенсионная реформа ставит под удар здоровье людей и усложняет соцзащиту. Так, по данным Минздрава, на женщин старше 55 лет (соответствует дореформенному возрасту выхода на пенсию) приходится примерно треть вызовов «скорой помощи».

Многие несостоявшиеся пенсионеры не могут работать эффективно — просто из-за стресса, что сказывается на производительности. Кроме того, они хуже осваивают новые технологии.

Замедляется ротация кадров, и разновозрастные работники чаще вступают в конфликт в борьбе за кресло руководителя.

Резкое усиление незащищенности — вот главное социальное последствие реформы. Пропасть между гражданами России и сферой государственного пенсионного обеспечения стала еще глубже, эти два мира уже почти не пересекаются. Для основной массы пенсионеров — нынешних и потенциальных — ситуация с пенсиями остается недоступной для понимания и какого-то бы ни было влияния. Мрачной вещью в себе.

Источник: https://www.mk.ru/economics/2019/08/22/u-povysheniya-pensionnogo-vozrasta-poyavilis-novye-podvodnye-kamni.html

Российских женщин начали готовить к еще одному повышению пенсионного возраста

Повышение пенсионного возраста в России с 2019 года (последние новости)

В конце прошлой недели власти раскрыли параметры новой накопительной пенсионной системы, которая теперь именуется «гарантированный пенсионный план» (вместо «пенсионного продукта»).

Предполагается, что участие в ГПП будет добровольным, и без согласия гражданина дополнительные взносы на него отчисляться не будут. Взносы могут быть любыми, так как устанавливаются самим участником программы.

Накопления также должны быть застрахованы государством.

Пока что эксперты осторожны в оценках предложенной системы.

Например, предполагается, что выплата накопленных средств будет осуществляться всего в течение 15 лет после наступления пенсионного возраста (хотя, как говорят инсайдеры, этот пункт остается дискусионным).

Что делать пенсионеру, который прожил дольше этого срока? Не говоря уже о том, как быть тем, чьи зарплаты такие мизерные, что они не могут позволить себе отчислять дополнительные взносы на ГПП?

Похоже, что об этом задумались в правительстве и стали готовить «план Б» — очередное повышение пенсионного возраста. По крайней мере, именно на такую мысль наталкивает обилие публикаций на соответствующую тему в государственных СМИ.

«Повышение пенсионного возраста является общемировой тенденцией и необходимо для того, чтобы в будущем избежать проблем с системой соцобеспечения и гарантировать ее устойчивость» — такое мнение высказал директор отдела развития соцзащиты Международной ассоциации соцобеспечения (ISSA) Доминик Ла Салль в интервью РИА «Новости».

«Среди основных вызовов сегодня можно назвать старение населения, но это не то старение, которое подразумевалось еще несколько лет назад. Сегодня этот процесс подразумевает увеличение числа людей преклонного возраста, скажем, больше 85 лет, которые будут нуждаться не столько в средствах, сколько в услугах. Естественно, эти услуги должны быть оплачены», — цитирует эксперта издание.

По словам Ла Салля, из-за того, что увеличивается продолжительность жизни населения, изменения в пенсионной системе необходимы, хотя это и предполагает «трудные решения». Но чем скорее их принять, тем лучше.

«Это примерно, как смотреть на приближающийся айсберг. Если вы действуете заранее, то берете курс немного в сторону и проходите рядом. Если вы все время откладываете, а для этого могут быть веские причины, потому что это требует средств, но тогда вам может понадобиться предпринимать куда более значительные маневры», — пояснил чиновник.

При этом важным остается вопрос, как именно люди будут проводить годы пенсии, сохранят ли они здоровье и трудоспособность. Чтобы пояснить свою мысль, Ла Салль привел аналогию с поездкой в отпуск.

«Допустим, вы решаете поехать в отпуск в Сочи на три недели. Но потом вы вдруг решаете, что нужно на четыре.

И тогда у вас выбор: вы можете экономить, чтобы позволить себе на неделю больше, или поехать в более экономичный отель, или вообще отложить отпуск», — сказал он, видимо, подразумевая, что раз пенсионеры вдруг решили жить дольше, то они должны быть готовы экономить. А если нет, то и нечего «ехать в Сочи».

Появление такого интервью, в котором зарубежный эксперт рассказывает, что тенденция увеличивать возраст выхода на пенсию нормальна, вряд ли стоит рассматривать как случайность. «Свободная пресса» уже не раз писала о том, что в кулуарах правительства рассматривается идея о повторном повышении пенсионного возраста в России.

Так, заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета, политолог Николай Платошкин рассказал, что в Высшей школе экономики уже создана рабочая группа, которая будет заниматься этим вопросом. По мнению Платошкина, следующий этап повышения пенсионного возраста может быть намечен на 2024 год, то есть после очередных выборов президента. Напомним, что и это повышение состоялось вскоре после президентских выборов.

Из этой же серии и регулярные отчеты Минздрава о том, какими быстрыми темпами растет продолжительность жизни в нашей стране.

В середине октября министр здравоохранения Вероника Скворцова сообщила, что по сравнению с 2018 этот показатель увеличился еще на 0,7 года и составил 73,6 лет. Хотя вообще-то такая статистика подводится только в конце года, а не по итогам 9 месяцев.

К тому же, этот показатель не достиг установленной еще на 2018 год планки в 74 года. Тем не менее, новости о повышении продолжительности жизни появляются практически каждый месяц.

Все это похоже на массированную информационную кампанию, призванную подготовить россиян к тому, что живут они очень долго, поэтому 60 и 65 лет в качестве возраста выхода на пенсию — это слишком мало, и необходимо снова повысить эту планку.

Хотя несмотря на общую статистику, средняя продолжительность жизни российских мужчин составляет всего 68,5 лет, зачем им еще повышать возраст выхода на заслуженный отдых, непонятно, разве что, чтобы они вообще не доживали до пенсии.

Тогда и платить из Пенсионного фонда никому не придется.

Женщины живут намного дольше, 78,5 лет, поэтому здесь пространство для повышения больше. Тем более что изначально планировалось поднять пенсионный возраст для россиянок до 63 лет. Но возникает вопрос состояния здоровья пенсионерок и предпенсионерок. Женщины в России, может, и живут относительно долго, но вот их способность полноценно работать в этом возрасте вызывает большие сомнения.

В исследовании «Влияние здоровья на предложение труда лиц пенсионного возраста» Лаборатории экономических исследований общественного сектора НИУ ВШЭ, проведенном еще в 2014 году, то есть до пенсионной реформы, автор Екатерина Мальцева пришла к выводу, что плохое здоровье является значительным ограничителем для экономической активности, в особенности для людей с высшим образованием. Причем в первые пять лет после выхода на пенсию и для мужчин, и для женщин отрицательное влияние ухудшения здоровья несколько увеличивается. Это свидетельствует о том, что возраст активного долголетия заканчивается позже, чем трудоспособный возраст. Такие факторы, как наличие инвалидности, перенесенный инсульт и нахождение в стационаре максимально ограничивают трудоспособность пенсионеров.

Руководитель Департамента социального развития аппарата Федерации независимых профсоюзов России, кандидат экономических наук Константин Добромыслов также считает, что нужно говорить не просто о продолжительности жизни, а о трудоспособном возрасте, что совсем не одно и то же.

— Повышение пенсионного возраста вовсе не обязательно должно быть единственным способом стабилизации пенсионной системы, поэтому это утверждение ошибочно. Есть множество других мер, которые можно предпринять.

Например, увеличить страховой тариф или оптимизировать приобретение пенсионных прав.

Это очень сложная задача со множеством параметров, и возраст выхода на пенсию — это не самый главный и ключевой вопрос для российской пенсионной системы.

В долгосрочной, очень долгосрочной перспективе, может быть, и нужно будет говорить о повышении пенсионного возраста. Но не теми темпами, какие были приняты у нас, а гораздо более плавными. В Германии, к примеру, пенсионный возраст повышается на два месяца ежегодно. А у нас в год произошло повышение на 12 месяцев.

Кроме того, пенсионная система — это некий общественный договор, поэтому в этом вопросе должно быть общее согласие между гражданами, правительством и работодателями.

«СП»: — Что, если повышение пенсионного возраста станет единственным способом сохранить стабильность ПФР?

— Все гораздо сложнее, чем просто лобовое необдуманное повышение пенсионного возраста. Речь идет не просто о возрасте, а о возрасте трудоспособности людей. Сегодня, по нашей статистике, у нас практически каждый житель России, достигший 58 лет, имеет как минимум одно хроническое заболевания.

Повышать пенсионный возраст просто потому, что увеличилась продолжительность жизни, некорректно и неправильно. У такого шага могут быть серьезные социальные последствия. Нас интересует здоровая продолжительность жизни, а не просто цифры.

Сегодня с техническими средствами продолжительность жизни можно продлить и до 150 лет — подключить человека к искусственным почкам, легким и сердцу, и он будет жить на больничной койке.

Но это ведь не значит, что он будет трудоспособным. Одно дело, когда человек действительно может выполнять трудовые функции, и другое — когда он сидит на лавочке и читает газету.

Поэтому вопрос намного сложнее, чем кажется и решать его в лоб просто безграмотно.

На мой взгляд, в связи с тенденциями технического развития вопрос повышения пенсионного возраста может вообще стать неактуальным. Производительность труда может быть резко увеличена, и тогда нам некуда будет девать людей, которые останутся на рынке труда. Необходимо пересматривать всю систему социального страхования.

Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов также считает, что повышение пенсионного возраста может в наших условиях создать больше проблем, а не их решение.

— Альтернатива одна — это повышение эффективности экономики, и другой нет. Повышение пенсионного возраста возможно только при условии, что люди, которых вы оставляете на рынке труда, находят рабочие места.

А это на сегодняшний день большой вопрос не только для нас, но и для многих экономик, в том числе развитых.

Получается, что повышение пенсионного возраста является просто ограничительным фактором на получение пенсии.

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев не исключает, что в правительстве могут думать о новом этапе повышения пенсионного возраста, потому что прошлогодняя реформа прошла для них относительно безболезненно, и готовят к этому общественное сознание.

— Безусловно, это информационная кампания. Так или иначе, повышение пенсионного возраста остается раздражителем, и власть пытается ответить на вытекающие из этого вызовы и угрозы.

Конечно, пик недовольства уже прошел, но оно осталось и может влиять на социальное поведение людей.

Для того чтобы социальное самочувствие не падало, а оптимизм рос, нам будут продолжать повторять, что мы не одни такие, что это мировая тенденция и что возраст выхода на пенсию нужно поднимать, иначе система социального обеспечения рухнет.

Хотя в некоторых странах, наоборот, уже берут курс на снижение пенсионного возраста. Взять хотя бы Польшу. Но нам Польша не указ, мы будем ориентироваться на опыт других стран.

Поэтому то, что мы видим — это срежисированная кампания. Все, что можно сказать хорошего о пенсионной реформе, нам будут говорить.

Если в западных СМИ будут появляться такие интервью, им обязательно дадут зеленый свет, и так далее.

«СП»: — Может ли это быть подготовкой к новому этапу пенсионной реформы?

— Будем исходить из презумпции невиновности и предполагать, что пока эта кампания проводится постфактум. Вряд ли повышение пенсионного возраста произойдет в ближайшее время, особенно с учетом того, что в 2021 году пойдут парламентские выборы.

Хотя у нас в стране ничего исключать нельзя. Думаю, по итогам прошлогодней пенсионной реформы были сделаны соответствующие выводы: общество хоть и негативно восприняло этот шаг, реакция в целом была не чрезмерной. На итогах выборов это отразилось мало. А раз так, то в принципе можно продолжать двигаться в этом направлении и дальше.

Пенсионная система: Пенсионная реформа: Несуществующие пенсии застрахуют, но не вернут

Новости внутренней политики: Власть опять сыграет с нашими пенсионными деньгами в русскую рулетку

Источник: https://svpressa.ru/economy/article/247185/

Юрист Комаровский
Добавить комментарий